Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Принуждение к молчанию. Факт обличения «незаконнорожденности» РПЦ МП, который сегодня выражает самим своим существованием РПАЦ, служит основным поводом для того, чтобы расправиться с ней


Времена, в которые гонениями на Церковь занимался лично Римский Император или его приближенные сановники, давно прошли. Даже в 1940-е годы церковные вопросы в НКВД-МГБ курировал хорошо известный православному миру Георгий Карпов, в чине майора, затем полковника, а затем и генерала госбезопасности, который на равных общался с совпатриархами Сергием и Алексием I. За сегодняшними гонениями на Российскую Православную Автономную Церковь (РПАЦ) стоят совсем безвестные люди, типа главы Владимирского территориального управления Росимущества В. Горланова (действующего фигуранта уголовного дела) или анонимных чиновников из Москвы, приезжающих в Суздаль "разруливать ситуацию". Удивляться тут нечему, уровень чиновников соответствует уровню отношения современных властей РФ к самой крупной из малых (по количеству паствы) - "альтернативных" - православных Церквей, да и ко всему движению истинно-православных христиан в современной России.

Свершившееся лишение РПАЦ по приговору суда 10 городских церквей в Суздале и готовящееся лишение еще 6 в Суздальском районе, выглядящее для прихожан катастрофой космического масштаба, совершенно не заметно на фоне общего течения религиозной жизни в РФ. Всего лишь несколько сюжетов в лентах новостей, подчеркнуто нейтральных или торжествующих, в зависимости от принадлежности СМИ.

Однако, "суздальское дело" приобретает гораздо более специфический поворот в контексте известий о том, что государственные чиновники начинают смотреть на РПАЦ не просто как на "незаконного" пользователя переданных в середине 90-х годов полуразрушенных исторических храмов, а как на организацию, деятельность которой необходимо пресечь и запретить в соответствии с суровым "антиэкстремистским" законом. Представители различных ведомств, в том числе силовых, начали наперебой "предупреждать" руководство РПАЦ, что эта "раскольническая" Церковь будет не только лишена всего недвижимого имущества и статуса юридического лица, но ее еще и назначать виновной по "расстрельным" статьям об экстремизме и терроризме. Разработчикам нового этапа гонений на РПАЦ хочется, чтобы со временем в России простое исповедание своей принадлежности к этой Церкви (или любой другой ИПЦ) рассматривалось как признак уголовного преступления. Речь идет, в частности, об уголовной ответственности за "разжигание религиозной вражды", которую "грамотные" эксперты в погонах будут искать в вероисповедных и публицистических материалах РПАЦ (а то, что ее несложно найти даже в Евангелии, недавно убедительно продемонстрировал один из краснодарских судом).

Преследование легальной религиозной организации, относящейся к традиционной для РФ православной вере, по обвинению в терроризме и экстремизме может стать совершенно новым поворотом в общественном сознании современной России. Формально то же происходило в 1920-30-е гг., когда православных судили по 58-й статье за "контрреволюционную деятельность". Но если в стране, где президент и парламент осуждают сталинские репрессии против Церкви и существует государственный День поминовения их жертв, повторится подобная практика, пусть и "в виде фарса" (т.е. без расстрелов), повернется ли еще у кого-то язык назвать существующий в ней строй "демократией"?

С чем же связано нынешнее ожесточение властей, ведь РПАЦ не изменила своего догматического и нравственного вероучения с тех пор, как ей передавались храмы, и была получена государственная регистрация? Напротив, нынешние гонения даже привели к определенному снижению публицистической и, тем более, миссионерской активности последователей Церкви. Никакой информации о вовлеченности структур или клириков РПАЦ в экстремистскую и террористическую деятельность до сих пор также не наблюдалось. До сих пор местные власти были вполне терпимы к РПАЦ, иногда выражали ей благодарность по тому или иному случаю, ее первоиерарх был почетным гражданином города и депутатом, что даже вызывало определенные подозрения у зилотов из разных Синодов ИПЦ – дескать, "суздальцы продались". Совсем недавно "борьбой с РПАЦ на Суздальской земле" занимался некий "общественный комитет", который хотя и не был нигде зарегистрирован, но спокойно имел собственное СМИ, а также печатал воззвания на страницах владимирских газет. Сегодня общественников сменили профессионалы.

Произошло это как раз в то время, когда на патриарший престол РПЦ МП взошел митрополит Кирилл (Гундяев). Его избрание Патриархом проходило "по-современному", как с помощью выборных технологий, так и административного ресурса. Методы показали свою эффективность и практически не вызвали возражений. Заметные в блогосфере иеромонахи Московской патриархии, отличившиеся вольнодумством при интерпретации выборов Патриарха, поехали окормлять паству за Полярный круг и в район Байкало-Амурской магистрали.

Если митрополит Сергий (Страгородский) имел неофициальное название "премудрый", то Кирилл стал Патриархом под лозунгом "эффективный". Но в чем же эта эффективность? Предыдущий Патриарх Алексий II начал свою карьеру с массового получения церковной собственности от государства, а закончил объединением с лавровской РПЦЗ, которая вошла в "мать-Церковь" на правах младшей родственницы. Кирилл имеет собственный амбициозный проект, который, к тому же, подкреплен заказом власти: социальное единство общества, церковное единство славянских народов и повышение роли РПЦ МП в структуре мирового православия.

Надо признать, что пока движение по всем трем направлениям идет неудовлетворительно. Собственно религиозное содержание пиар-акций миссионеров из патриархии привлекает гораздо меньше внимания общества (в том числе, церковного), чем полуголые байкерши или дорогие часы Патриарха. На недавнем Всеправославном совещании в Швейцарии инициатива РПЦ МП об установлении первенства епископов, имеющих кафедры вне "канонических территорий" поместных Церквей обернулась проигрышем. Епископов РПЦ МП, которые претендовали на первенство там, где не было епископов других официальных поместных Церквей, поставили на последнее место, как представителей "младшего по чести" патриархата. С единством братских славянских народов тоже не все в порядке. Поездка Кирилла в Украину лишь зафиксировала существующие там противоречия, нисколько не приостановив проект "Единой Поместной Церкви". Замечу, что и остальным верующим (в том числе, ИПЦ) там живется достаточно свободно, а религиозное законодательство вполне либерально. В Беларуси единство православия давно гарантировано, но не Патриархом или его экзархом, а светской властью, которая просто-напросто запретила других православных, кроме БПЦ МП, и преследует их самыми суровыми полицейскими методами. В РФ все также достаточно спокойно, если не считать мелких заноз в виде существующих легально и полулегально общин так называемых "осколков РПЦЗ", которые не пошли на унию с РПЦ МП.

В свое время архиепископ Сиракузский и Троицкий РПЦЗ Аверкий (Таушев) говорил, что Зарубежная Церковь влияет на Московскую патриархию уже одним фактом своего существования, обличая ее и останавливая от последнего падения. Очевидно, именно моральный факт обличения беззаконий и "незаконнорожденности" РПЦ МП, который сегодня выражает самим своим существованием РПАЦ, как наиболее заметная юрисдикция ИПЦ, и служит основным поводом для того, чтобы расправиться с ней. Убрать из правового, а по возможности, и из информационного поля страны.

Административный центр РПАЦ находится слишком близко к Москве и слишком в заметном месте – музейном Суздале. Хотя клирики и монашествующие РПАЦ во многом и создают "аромат Суздаля", наполняя город не только идеально отреставрированными зданиями храмов, но и многочисленными "фигурами аутентичных попов и монахов", которые так нравятся туристам. Центр города является как бы перекрестком маршрутов клириков и верующих РПАЦ, которые постоянно перемещаются по нему в силу географического расположения церковной недвижимости.

Другой причины, кроме моральной, в последнем гонении на РПАЦ я просто не нахожу. Потому что никаких критериев, вроде ресурса влияния на общество или власть, сравнимых с РПЦ МП, у РПАЦ просто нет. В социологическом смысле - слон и моська. Но в церковном все ровным счетом наоборот. Сегодня идеология РПЦ МП подразумевает, что именно она является Церковью Новомучеников и была гонимой от безбожной коммунистической власти. Оппоненты РПЦ МП, называя ее "сергианской", вкладывают в это понятие прямо противоположное - что Московская патриархия была одним из гонителей Церкви, а если и подвергалась репрессиям, то так же, как старые большевики, бывшие то палачами, то жертвами.

Только перерождение РПЦ МП в бюрократическую структуру может создавать иллюзию, что вытеснив РПАЦ и другие ИПЦ из правового поля в новые катакомбы, можно ликвидировать движение истинно-православных христиан как церковное движение. Бюрократы в рясах не понимают, что даже в случае его полного разгрома и уничтожения в сегодняшних формах, деятельность РПЦ МП в ее нынешнем виде будет порождать все новых и новых исповедников веры.

Глубину административных гонений на РПАЦ мы еще не можем оценить до конца. Процесс идет. Возможно, после изъятия сельских храмов Суздальского района власти возьмутся за недвижимость остальных приходов, не очень густо рассеянных по стране. То, что эта общая тенденция, видно из информации о преследовании общин РПЦЗ(В) во Владивостоке, где местная власть в судебном порядке пытается лишить Свято-Евсевиевскую общину храмового здания.

Если гонения остановятся лишь на изъятии из владения РПАЦ храмовых зданий, то ситуация глобально не измениться. Деятельность РПАЦ в Суздале будет носить менее публичный характер, но общая позиция Церкви и конкретные способы существования ее общин в стране останутся прежними. Лишение РПАЦ регистрации как централизованной религиозной организации (ЦРО) породит множество проблем для зарегистрированных приходов Церкви – местных религиозных организаций (МРО). По законодательству РФ, религиозную общину закрыть можно только по суду, но при этом ее имущество должно быть передано другой религиозной общине. Соответственно, приходы РПАЦ, в случае лишения регистрации в составе ЦРО, должны будут перерегистрироваться как независимые МРО или входить в новую ЦРО, создание которой, конечно же, будет, мягко выражаясь, затруднено. Приходы РПАЦ, не имеющие госрегистрации, в данном случае остаются на прежнем положении, если не считать возможных неприятностей по линии "терроризма" и "экстремизма".

Если вывести РПАЦ из правового поля, то централизованная регистрация останется только у РИПЦ с центром в Омске, явные преследования которой затруднительны по причине отсутствия исторических храмов. Однако, количественно паства российских ИПЦ после таких репрессий может не только не уменьшиться, но даже и увеличиться, и, уж точно, эти люди не вольются в число чад Московской патриархии, а продолжат молиться в домовых храмах в ожидании перемен.

Суздальские события по-новому высветили преимущества владения церковной собственностью в Украине и расположения там духовно-административных центров российских ИПЦ. Такие Синоды как РИПЦ, РПЦЗ(В) или РПЦЗ(А), имеющие там монастыри и синодальные подворья, в случае разгрома деятельности в РФ всегда могут "эмигрировать" за прозрачный пока кордон. Но этого фактически лишены "суздальцы", которые не имеют региональных центров, обладающих необходимыми ресурсами (в Украине у РПАЦ всего несколько небольших приходов).

Но нет худа без добра. Итогом последних гонений на РПАЦ, несомненно, станет инициатива по установлению молитвенного общения с другими "осколками" ИПЦ русской традиции. Уровень и масштаб нынешнего преследования "суздальцев" покажут всю беспочвенность обвинений священноначалия РПАЦ в "особой близости" к светским властям, а потеря храмов уравняет имущественное положение.

Протоиерей Алексий Лебедев,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования