Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Благочестивые конспираторы


Современный мир, живущий под знаменем глобализации, все чаще ставит человека, ориентирующегося на "традиционные ценности", в ситуацию выбора. Все труднее найти видимую опору, на которой можно было бы выстроить свое личное "духовно-душевное пространство". Еще труднее адаптировать это пространство к внешним социальным условиям.

Глобализация, проявляющаяся, прежде всего, в информационной общедоступности, создающая множество альтернатив, все жестче подчиняет себе "традиционные ценности". Бережно охранявшие их локальные "информационные поля", существование которых было обусловлено невозможностью всеобщего обмена информацией и блокировкой той или иной инфраструктуры, уходят в прошлое.

Сегодня любому жителю планеты, и России в частности, становится все труднее принимать религию "по традиции", "по наследству от отцов". Разнообразие, привнесенное в мир глобализацией, порождает релятивизм. И становится просто непонятно, в чем состоит сегодня состоит критерий традиционности.

Конечно, тот, кто хочет разобраться, углубляется в историю, дабы там найти "традиционные ценности" в их первозданном виде. Но при этом, сталкиваясь с современной реальностью, такой "историк" осознает всю их фатальную "непрактичность". И если человеку, получившему представление о традиционных религиях "из книг", все же удается обнаружить некоторое подобие этому идеалу в современной религиозной практике той или иной конфессии, то он может как-то рассчитывать на свою долю "душевного комфорта".

Но не секрет, что сегодняшнему искателю веры приходится выбирать не только между различными религиями, но и между разными разветвлениями, толками, "юрисдикциями" в рамках одной религиозной традиции. При этом "религиозный прейскурант" с каждым годом только увеличивается...

Приходя, например, в Русскую Православную Церковь Московского патриархата (как большинство наших соотечественников и делает), неофит вскоре узнает, что существуют еще какие-то "тоже православные" или "тоже христианские" Церкви и тоже "истинные", но не признающие никого, кроме себя. Бывший неофит вдруг узнает, что есть, например, Зарубежная Церковь, "тоже истинная и православная". Вскоре - еще более удивительное открытие: и она существует ныне в виде нескольких "ответвлений", безапелляционно доказывающих свою исключительность. Дальше, оказывается, есть еще катакомбные христиане, выжившие во время гонений безбожной власти.

Пытаясь честно вникнуть в суть дела, обычный "практикующий православный", обнаруживает, что его "духовное пространство", "компенсаторное убежище души", оказывается не таким уж крепким, а иногда и "виртуальным", "искусственно сделанным самим для себя". Коварный рассудок, наталкивающий человека на "различение добра и зла", оказывается демифологизатором этого необходимого "духовного убежища", разрушителем того, что так старательно и надежно строилось.

Что становится новым "компенсатором"? Автор этой статьи пытался выяснить это во время разговора с двумя клириками одной из "ветвей" – Русской Православной Церкви Заграницей, подчиняющейся митрополиту Виталию  РПЦЗ(В). Оказалось, что эти священники, выражая особое почтение архиепископу Варнаве (Прокофьеву), не признают своих "духовных собратьев" не только из РПЦ МП, но и из той же РПЦЗ(В), называемых "лазаревцами", хотя, вроде бы и тех, и у других, оказывается один и тот же Первоиерарх – митрополит Виталий. Оказалось также, что оба ревностных священнослужителя перешли из "основной Церкви" - РПЦ МП - в "зарубежку" недавно, оба разбираются во всей церковной истории и оба обличают во всех смертных грехах РПЦ МП.

В проповеди своей веры ничего необычного нет. Вопрос вызывал не только неожиданный, буквально неофитский прозелитический пыл, который был проявлен со стороны клириков, но и та атмосфера "сакральной таинственности", которую нагнетали по ходу разговора облеченные в священный сан собеседники. Оба "варнавита" говорили о всех смертных грехах РПЦ МП, о том, что честный человек просто не может посещать ее храмы. Аргументы были весьма неожиданные... Однако, на вопрос о возможности "приобщиться к истинному Православию", к обществу "честных людей", автор не получил определенного ответа. Ему намекнули, что вход в "общество" открыт далеко не всегда и далеко не всем.

Нужно сказать, да и сами "варнавиты" в этом признаются, что антиглобализм - лакмусовая бумажка определения правоверности того или иного верующего. В этой связи "на руку РПЦЗ(В)" оказался конфликт внутри РПЦ МП, связанный с введением в России ИНН. К 2002 году РПЦЗ(В) в России получила в свои ряды наиболее принципиальных антиглобалистов из Московской патриархии. Некоторые антиглобалисты в России в личных беседах признались, что перешли в РПЦЗ(В), узнав о том, что Патриарх Алексий II принимает деньги из Международного валютного фонда (МВФ), по их мнению являющегося ведущей "иудео-масонской организацией" по водворению на земле "нового мирового порядка". Если РПАЦ ("Суздальский Синод") пытается делать ставку на элиту и, наоборот, стремится к диалогу с обществом, то "варнавиты", как, впрочем, и "лазаревцы", больше опираются "на народ", на непосвященных в церковные дела предпринимателей из российской глубинки.

В этой связи можно говорить, что в РПЦЗ(В) сформирована своеобразная "конспирационная культура". Представители РПЦЗ(В) в определенном смысле заслуживают названия "зарубежников". Только "рубеж", за которым они находятся, - не территориальный, а социальный, направленный на возможность ментального бегства от глобализации...

Антон Виноградский для "Портала-Сredo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования