Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Кто справится с управлением, или Можно ли отменить раскол РИПЦ? Часть первая


1. Забуксовавшая канцелярия

Июньские новости от официального руководства РИПЦ дали место интриге.

Как сообщают из канцелярии Архиепископа Омского и Сибирского Тихона (РИПЦ), запланированный на 25 июня церковный суд над двумя епископами этой юрисдикции не состоялся "из-за неявки обвиняемых". Сообщается также, что "обвиняемым епископам послано новое уведомление о явке на Церковный Суд, но дата его пока неизвестна". Так как уведомление о церковном суде без указания точной даты не имеет юридического (канонического) смысла, то его приходится считать одной только декларацией о намерениях, чтобы не сказать более прямо – одним только выходом пара в свисток. А намерения всё те же: канцелярия Архиепископа Тихона никак не может отказаться от желания судить и осудить мятежных епископов Дионисия и Иринея.

Причина отмены предыдущего суда над теми же обвиняемыми, назначенного на 17 июня, была той же самой – неявка обвиняемых.

И вот эта причина рассеивает последние сомнения в том, что не все так просто с этим забуксовавшим судом.

Еще 21 мая 2009 года был издан Указ трех архиереев РИПЦ во главе с Архиепископом Тихоном, в котором неявка подсудимых на суд предвиделась: "…Решение по вашему делу должно быть вынесено даже в случае вашей неявки на Церковный Суд". А теперь вдруг, не прошло и месяца, – сами же забыли о своем указе, хотя специально формулировали его на случай неявки подсудимых? Это очень напоминает попытки судорожно дергать руль, когда машина не слушается руля.

О подробностях закулисной истории несостоявшегося (пока) осуждения епископов Дионисия и Иринея можно гадать по-разному, но можно и не гадать вовсе, так как сами эти подробности неважны, а важна только суть. Суть же здесь состоит в том, что разрушительные для РИПЦ последствия этого осуждения, о которых предупреждали сначала сами обвиняемые, а потом и мы в подробной статье о РИПЦ от 13 марта 2009 года ("История РИПЦ в сослагательном наклонении"), стали проявляться еще раньше, чем осуждение состоялось.

Уже сейчас стало понятно, что такое осуждение нарушило бы согласие и среди оставшихся четырех епископов РИПЦ. Для начала, вскрылись трудности с тем, как убедить в необходимости такого решения паству американской части РИПЦ (официально именуемой РПЦЗ) во главе с епископом Стефаном (Сабельником), который, напомню, никаких постановлений и указов против епископов Дионисия и Иринея не подписывал. Хочется надеяться, что "епископы-обвинители" если не понимают, то хотя бы начинают чувствовать, что сие лишь "начало болезнем".

К сожалению, замешательство и испуг, хотя и способны на какой-то момент удержать от опрометчивого поступка, ничего не могут посоветовать о том, как быть дальше. Хуже того: они даже мешают услышать мнения со стороны. Человеку, поддавшемуся панике, легче зажмуриться, заткнуть уши и прыгнуть с обрыва, чем просто остановиться, перевести дух, подумать и послушать других.

2. История РИПЦ все еще "в сослагательном наклонении"

После мартовской публикации статьи "История РИПЦ в сослагательном наклонении" меня упрекали в резкости тона по отношению к нынешнему руководству РИПЦ: мол, возможно, и справедливые соображения преподносятся в такой резкой форме, что они заведомо будут отвергнуты. Но я уже тогда полагал, что содержание понятия "руководство РИПЦ" теперь обречено меняться, и меняться быстро. И у него есть только два направления для изменений: либо в сторону гибкости и чувства реальности – как альтернативы чувству собственной "чистоты-как-кристалл" и ощущению себя "начальством, которое всегда право", – либо в сторону "пульверизации".

Пожалуй, сейчас самое время наконец-то перевести термин "пульверизация" из сферы устного употребления в печать. "Пульверизация" – такой вид дробления очередного "осколка", при котором он превращается в пыль, а его администрация неминуемо сдувается ветрами перемен, теряясь по микроскопическим щербинкам на поверхности церковной жизни…

Сценарий пульверизации на наших глазах и в точном соответствии нашему прогнозу конца 2008 года (здесь и особенно здесь) сейчас осуществляется в РПЦЗ(В) . Мы тогда написали о социально-психологических механизмах дальнейшего дробления РПЦЗ(В) "до порошкообразного состояния" - то есть о механизме той самой "пульверизации".

Может быть, сейчас кто-то думает, будто РИПЦ создана из какого-то другого, еще более "чистого-как-кристалл" теста, нежели РПЦЗ(В), и поэтому с ней всё будет по-другому. Если кто-то так думает, то ему незачем читать дальше, так как нам все равно сказать ему нечего. Но я обращаюсь к тем, кто не видит существенных отличий в "человеческом материале" между РИПЦ и РПЦЗ(В). И вот именно этим людям я и пытаюсь сказать, что своими февральскими решениями 2009 года администрация Архиепископа Тихона поставила РИПЦ на грань такого же процесса пульверизации, в котором наблюдаем мы ныне РПЦЗ(В). Как только будут вынесены решения, осуждающие епископов Дионисия и Иринея, эта грань будет пройдена: после этого РИПЦ полетит туда же, куда полетела РПЦЗ(В) после своего ноябрьского Собора 2008 года. Это означает, что как структура она перестанет существовать, а ее приходы и общины будут устраивать свою судьбу по мере собственного разумения.

Это не мистические провидения и не эмоциональные ощущения, а простое понимание того, как функционируют социальные группы. На фоне исполнения наших прогнозов относительно РПЦЗ(В), к прогнозам относительно РИПЦ, может быть, тоже стоило бы прислушаться.

Тут я предвижу новое возражение – то есть не новое, а как раз самое старое: Церковь – это не социальная группа, и она управляется волей Божией. Сам по себе, этот тезис – бесспорный, только возражением в данном случае он не является. Церковь, о которой мы говорим в Символе веры, – это, конечно, не социальная группа, а вот РИПЦ, пусть даже и имеет отношение к этой Вселенской Соборной Церкви, но все-таки социальной группой является. Церковь будет стоять до конца истории, но у каких-то отдельных народов история Церкви могла прекращаться значительно ранее. Тем более это относится к временным церковным организациям, вроде наших "осколков" РПЦЗ.

Епископы и вообще все те, кто причастен на земле к церковному управлению, не должны уподобляться тем водителям транспортных средств, которые предпочитают руководствоваться молитвой и не хотят сдавать на права. Если даже такой водитель и будет молиться, то нельзя будет назвать его молитву правильной и свободной от прелести. То же самое относится и к церковным лидерам, которые ничего не хотят знать об устройстве человеческой стороны вверенных им церковных организаций, и не понимают, что там одним "здравым смыслом" не обойдешься, и что управление – это все-таки настоящая наука, которой необходимо учиться, как необходимо специально учиться, чтобы получить права.

Думать, что никаких закономерностей, кроме прямого промысла Божия, в церковных организациях не действует, – это совершенно то же самое, что думать, будто правил дорожного движения не существует, а все машины передвигаются по дорогам только прямым промыслом Божиим, промышляющим если не обо всех машинах сразу, то, по крайней мере, об одной из них, которая "наша".

В Церкви всегда существовало понимание того, что руководить ею на земле должны люди компетентные. Это никогда не означало неверия в промысел Божий, спасающий иногда земную Церковь даже вопреки некомпетентности архиереев, но это означало, что все-таки некомпетентность церковного руководства вполне способна погубить конкретную церковную организацию.

Правила дорожного движения существуют и в Церкви. И вот, по этим самым правилам получается, что Синод Архиепископа Тихона еще своими февральскими решениями создал аварийную ситуацию – просто из-за незнания правил. Подробно о нарушенных тогда канонах и вообще о непонимании Синодом РИПЦ канонических принципов собственного существования мы писали в мартовской статье.

Епископы Дионисий и Ириней создали внутри РИПЦ всего лишь проблему, которую можно было решать различными путями. Но именно Синод Архиепископа Тихона выбрал такой путь решения проблемы, который поставил под угрозу само существование РИПЦ. После февральского заседания Синода РИПЦ авария стала неизбежной, и наша мартовская статья была написана уже не для того, чтобы ее предотвратить, а для того, чтобы хотя бы уменьшить последствия. Сейчас, во время возникшей заминки, наступил еще один исторический момент, когда можно попытаться уменьшить последствия будущей аварии.

За несколько секунд до аварии уже некогда исподволь и мягко влиять на каноническое сознание церковных лидеров. Сейчас мы слышим пронзительный визг тормозов и видим судорожное дергание руля. Поэтому или мы прямо сейчас успеем докричаться до людей за рулем, либо через некоторое время все равно придется разговаривать с другими лидерами.

(продолжение следует)

Епископ Григорий (Лурье),
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования