Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Деканонизация Сталина. Проповедь Патриарха Кирилла и интервью архиепископа Илариона показывают: Московская патриархия не собирается во всем подыгрывать кремлевской идеократии


"Антисталинское" интервью нового главы ОВЦС МП архиепископа Волоколамского Илариона (Алфеева) вызвало неоднозначную реакцию "православной общественности". Хотя, казалось бы, никаких Америк архиепископ не открыл. Был Сталин "духовным уродом"? Преследовал ли верующих? Устроил ли геноцид собственного народа? Вопросы, разумеется, чисто риторические. Не один, конечно, кремлевский горец виноват в ужасах сталинизма, но на нем лежит личная ответственность за сломанные судьбы миллионов.

В Церковь после "перестройки" пришло немало бывших коммунистов, принёсших дух века сего в церковную ограду, так и не преодолев в себе "египетское рабство". Они до сих пор боятся правды. Этим и объясняется истерика части православных верующих, проявившаяся после "скандальных" слов архиепископа – между прочим, особо приближенного и доверенного лица Патриарха Кирилла. Но Церковь не может ради страхов и иллюзий этих верующих отказаться от Новомучеников и их духовного (и, в том числе, идейного) наследия, потому что она утверждается на их крови.

Беда в другом: об этом вспоминают только от случая к случаю. Во время, скажем, посещения Патриархом Московским и всея Руси Кириллом (Гундяевым) Бутовского полигона. А в текущей жизни память о святых почти отсутствует. Даже в местах их страданий. К примеру, на Соловках относительно недавно во время ремонтных работ были уничтожены граффити приговоренных к смерти репрессированных…

"Задумался Анзер, и Муксулма тоже
В брусничном пространстве теряет свой взор.
Ушел от меня ты с земных бездорожий
От горького подвига в Божий Собор".

Эти строчки неизвестного иподьякона на смерть святителя Илариона (Троицкого) почему-то вдруг всплыли по ассоциации.

Проблема исторической памяти остро стоит перед общественным сознанием, но ещё острее она стоит внутри Церкви. Похоже, приходит время написания нового "Архипелага ГУЛАГа". Это может быть коллективная монография. Необходимо осмыслить весь, в том числе и литургический, опыт святости за решеткой и колючей проволокой в ХХ столетии. Причем именно в церковном контексте, без оглядки на то, какие политические силы могут извлечь выгоду из такого открытого разговора. Без Правды всё равно ситуация не выправляется. И без детской простоты – тоже.

Недавно автор этих строк столкнулся с любопытной записью уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви в Тамбове. Рапортуя о проделанной работе, тот жалуется на святителя Луку (Войно-Ясенецкого) и признаётся, что епархиальный секретарь избавляет чиновника "от многих неприятных и тяжелых разговоров с архиепископом Лукой, если иметь в виду многие его особенности и странности, а порой детскую наивность" (ГАРФ, ф. 6991, оп. 1, № 41, л. 93).

В страшное время святитель буквально исполнял заповедь "Будьте как дети". И одновременно другую заповедь – "Не будьте детьми умом". Как нам сегодня не хватает такого человека в высшем церковном руководстве!

Слова архиепископа Волоколамского Илариона были восприняты так болезненно, возможно, ещё и потому, что их произнес человек, явно не обладающий "детской наивностью" святителя Луки. Но как бы там ни было, Церковь не может вслед за властями вступать в узкий коридор "советизации" исторической памяти, и какое-то своё пространство восприятия прошлого ей просто жизненно необходимо.

Особенно в контексте недавно подписанного президентом распоряжения об усилении борьбы с фальсификацией отечественной истории. На первый взгляд, это распоряжение имеет внешнего адресата – страны Балтии и Украину, но фактически направлено оно против отечественной исторической науки. Многие советские мифы и мифологемы получают, таким образом, государственную подпитку. Однако кампания против "фальсификаторов" может ударить и по Церкви. Как, к примеру, церковно писать о Псковской миссии, не боясь быть обвиненным в "искажении" партизанской борьбы? Как говорить о репрессиях и уничтожениях памятников культуры советскими войсками (взорвали, например, ничтоже сумняшеся, колокольню Иосифо-Волоцкого монастыря), не боясь быть обвиненным в очернении героического прошлого?

В этой связи важна оценка Патриархом Кириллом Второй мировой войны для России, продолжением чего в известном смысле и стало интервью архиепископа Илариона. Кирилл озвучил перед широкой аудиторией мысль о том, что жертвы, понесенные во время Великой Отечественной войны, стали прямым следствием богоотступничества русского народа. Эта мысль, к слову, не нова, и часто звучала в религиозном подполье в семидесятые годы. И не беда, что она не стала поводом для широкой полемики в российских СМИ. Важно, что она четко обозначает вилку между церковной и официозной историографией.

Эти слова предстоятеля РПЦ МП посылают власти сигнал, что Московская патриархия не станет в исторических дискуссиях во всем подыгрывать Кремлю. Интервью главы ОВЦС МП лишь подтверждает это ощущение.

Борис Колымагин,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования