Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Собака лает – караван идет. Судя по всему, иерусалимский гей-парад пройдет в этом году так же спокойно, как и в других городах Израиля


Давно прошли те времена, когда израильтяне реагировали на гей-парады как на слона в известной басне Крылова. Шествия представителей сексуальных меньшинств проводятся ежегодно и в различных городах, практически не привлекая серьезного общественного внимания.

В 2009 году старт был дан 12 мая в Тель-Авиве. Тысячи участников марша-карнавала собрались в одном из городских парков, откуда с песнями и музыкой прошествовали к морю, где провели митинг на одном из пляжей, уже много лет облюбованном гей-сообществом. 18 июня настал черёд Хайфы. Правда, там мероприятие оказалось менее масштабным, и в шествии приняло участие всего несколько сот человек, преимущественно молодёжь. Но всё равно было шумно и весело – участники несли воздушные шарики, играли на музыкальных инструментах и вообще всячески развлекали себя и окружающих.

Разумеется, и в этом году нашлись те, кто оказался не в силах смотреть на это зрелище без гнева и пристрастия. В той же Хайфе несколько десятков активистов устроили пикет под лозунгом "Хайфа – это не Содом". Что же до Тель-Авива, то гей-парадом в этом городе озаботился лично министр внутренних дел Эли Ишай, представляющий в Кнессете религиозную партию восточных евреев "Шас". В свое время министр уже спровоцировал небольшой скандал, публично назвав представителей секс-меньшинств "душевнобольными". А накануне тель-авивского парада Ишай направил официальное письмо на имя премьера Биньямина Нетаньяху, мэра Тель-Авива Рона Хульдаи и генерального инспектора полиции Дуди Коэна, в котором просил отменить Парад Гордости или, по меньшей мере, ограничить место его проведения закрытым участком, доступ в который будет позволен лишь лицам в возрасте 18 лет и старше.

Однако реакция на подобные гомофобские выпады давно уже соответствует известной формуле "собака лает – караван идёт". В том же Тель-Авиве, вопреки протестам министра-ортодокса, парад состоялся по полной программе. В шествии приняли участие два депутата Кнессета от леворадикальных партий, а официально открыл мероприятие сам городской голова.

В конце июня очередной гей-парад должен состояться в столице Израиля Иерусалиме. Как мы в свое время писали, в былые годы подобные мероприятия вызывали резкий протест религиозной общественности, считавшей шествие сексуальных меньшинств осквернением Святого города. Один раз дошло даже до кровопролития – в 2005 году в ряды демонстрантов ворвался вооруженный ножом ультраортодокс, успевший ранить трёх человек, прежде чем его скрутили. Однако в этом году есть шанс, что всё пройдет чинно и благородно. По сообщениям прессы, организаторам парада удалось достичь договоренности с раввином Тувией Вайсом – одним из духовных лидеров религиозных радикалов (именно раввин Вайс стоял за беспорядками по поводу субботней стоянки, о которых мы недавно писали). По сообщениям прессы, ортодоксы не будут чинить препятствий "радужному" шествию, которое должно состояться на будущей неделе, при условии, что оно будет более скромным, чем аналогичные акции в других городах. Можно не сомневаться, что со стороны организаторов это условие будет соблюдено – иерусалимские гей-парады и в прошлые годы были мало похожи на разгульные карнавалы, как подобные мероприятия проходят в других городах.

Таким образом, всё идет к тому, что гей-парады окончательно превратятся в Израиле в рутину и станут привлекать не больше общественного внимания, чем, скажем, ежегодные летние хамсины. И это не может не радовать. Хотя нельзя не признать, что бурные общественные дебаты, спровоцированные гей-парадами, в конечном итоге пошли на пользу… самой религиозной общине Израиля.

Поскольку правоверные иудеи – обычные люди из плоти и крови, то их жизнь подчиняется таким же биологическим законам, что и жизнь их нерелигиозных и нееврейских соседей. Соответственно, процент геев в этих общинах примерно такой же, как и в любой другой популяции ("геями" в данном случае мы называем только тех, кто совершенно неспособен к полноценной жизни с представителем противоположного пола и для кого "ориентация" не является вопросом выбора). Соответственно, десятки, если не сотни, юношей и девушек, рожденных в благочестивых семьях и воспитанных в духе Торы и заповедей, в какой-то момент обнаруживали, что неспособны создать семью, соответствующую еврейским религиозным идеалам. В результате их жизнь превращалась в ад – во-первых, в силу невозможности жить в мире и с собственной природой, и с собственными убеждениями, а во-вторых, в силу того, что им не к кому было обратиться за помощью или советом. Оказавшись в трудной жизненной ситуации, религиозный еврей обычно обращается к раввину. Однако те, за редчайшим исключением, были совершенно некомпетентны в данном вопросе. И, соответственно, не могли посоветовать ничего полезного.

Вызванная гей-парадами шумиха привела к тому, что еврейское религиозное руководство наконец-то обратило серьёзное внимание на эту проблему. В результате появилось много специальной литературы, начали проводить семинары и тренинги для педагогов и общинных работников, возникли специальные центры психологической поддержки для верующих геев… Правда, что касается геев, всё это является не более чем паллиативом. Мужеложство прямым текстом запрещено в Библии, и ни один (ортодоксальный) раввин в здравом уме и твердой памяти никогда не пойдет против этого запрета (хотя сама возможность получить помощь и поддержку, несомненно, помогла многим верующим гомосексуалистам, которым нередко было попросту не с кем поговорить о своих проблемах). Но вот религиозным лесбиянкам этот "прорыв", безусловно, пошёл на пользу. Ни в Писании,ни в Талмуде нет прямого запрета подобных отношений. Поэтому изменение общественной атмосферы привело к тому, что в последние годы несколько десятков религиозных лесбийских пар рискнуло "выйти из шкафа" и открыто заявить о своих предпочтения. В 2005-ом несколько активисток даже создали организацию религиозных лесбиянок "Бат-Коль", насчитывающую сегодня более 150 членов. Среди прочего, эта организация работает в постоянном контакте с несколькими ортодоксальными раввинами, консультирующими её членов по вопросам религиозного права.

Впрочем, все эти изменения, скорее всего, являются необратимыми. И дальнейшая шумиха никакой пользы здесь уже не принесёт. Поэтому если атмосфера вокруг гей-парадов окончательно нормализуется, то этому можно будет только порадоваться. Поскольку ненависти и вражды на Святой Земле, увы, хватает и без этого.

Евгений Левин,
для "Портала–Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования