Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Еврейская интифада или Хочешь добиться своего - устраивай погромы! Ультраортодоксы поспособствовали невиданному осквернению субботы


Как мы в свое время писали, на последних муниципальных выборах в Иерусалиме победу одержал светский кандидат Нир Баркат, победивший кандидата ультраортодоксов, бывшего депутата Кнессета Поруша. Тогда смена власти прошла достаточно спокойно. Однако знающие люди говорили, что ультраортодоксы, скорее всего, не смирятся с поражением и при первой же возможности попытаются показать новому градоначальнику, кто в доме хозяин. Так и произошло.

Поводом для конфликта послужило на этот раз решение городских властей открыть по субботам муниципальную стоянку, примыкающую к зданию городского совета и находящуюся в нескольких минутах ходьбы от стен Старого города. Логику этого решения понять нетрудно. Положение с парковками в центре Иерусалима является катастрофическим, особенно в выходные дни. Поэтому многочисленные туристы (светские израильтяне и неевреи), приезжающие в субботу в Святой город, вынуждены едва ли не часами колесить по городу в поисках, где бы припарковаться. Так что лишняя стоянка на 800 парковочных мест оказалась бы очень кстати.

Поскольку Нир Баркат не был новичком в иерусалимской муниципальной политике, он прекрасно понимал, какую реакцию может спровоцировать это решение у "благочестивой" еврейской публики. Поэтому он провел предварительные консультации с представителями ультраортодоксальной общины, в том числе с их фракциями в горсовете. В результате был достигнут компромисс: стоянка по субботам станет бесплатной (с точки зрения иудейских законов денежные операции, как и езда на машине, являются нарушением субботнего покоя), а обслуживать ее будут неевреи.

Благочестивцев, однако, это решение не удовлетворило. Несколько авторитетных ультраортодоксальных раввинов выступили с призывом не допустить осквернения святости субботы. Призыв не остался гласом вопиющего в пустыне: в первую же субботу после решения мэрии несколько тысяч ультраортодоксов устроили бурную акцию протеста у здания муниципалитета. Сначала демонстранты попытались взять штурмом здание мэрии. Полиция, однако, была начеку и оттеснила протестующих. Тогда в стражей порядка полетели камни и использованные подгузники (любимое оружие благочестивой израильской публики). В результате несколько полицейских получили ранения, причем, по крайней мере, одному из них потребовалась госпитализация. Не обошлось и без словесных оскорблений – разбушевавшиеся ультраортодоксы называли полицейских нацистами и другими "добрыми" словами.

В конечном итоге для успокоения толпы пришлось вызвать конную полицию. Ультраортодоксы отступили в свои кварталы, где, уже после исхода субботы, продолжали "зажигать" (в прямом смысле этого слова – поджигая мусорные баки).

Излишне говорить, что с религиозной точки зрения смысл этих протестов более чем сомнителен. Во-первых, вынужденные мероприятия по подавлению беспорядков привели к осквернению субботы в невиданных в последние годы масштабах. А во-вторых, решение мэрии объективно должно было привести к уменьшению нарушения субботнего покоя – поскольку, чем раньше еврей припаркуется и выйдет из машины, тем быстрее он перестанет осквернять субботу. Более того, организаторы ультраортодоксальных демонстраций, будучи раввинами и знатоками еврейского закона, не могут этого не знать. Однако подобные религиозные соображения не останавливали их прежде - и не остановили их в этот раз. Поскольку подобные демонстрации и беспорядки преследуют совершенно другие цели.

Прежде всего, в основе ультраортодоксальной идеологии лежит идея максимальной самоизоляции от окружающего мира, якобы погрязшего в грехе и разврате. Соответственно, подобные конфликты – идеальный способ напомнить своим, что они находятся во враждебном окружении, постоянно посягающем на все самое святое.

Во-вторых, религиозные уличные беспорядки почти всегда связаны с внутриобщинными разборками внутри ультраортодоксии. В этих кругах есть как экстремисты, отрицающие любые отношения с "богопротивным" светским государством, так и умеренные элементы, открытые к сотрудничеству и диалогу. Как было сказано, решение мэрии было принято после консультаций с фракцией "Еврейство Торы", представляющей как раз более умеренные круги (радикалы ни в общенациональных, ни в муниципальных выборах не участвуют). Беспорядки же были устроены "непримиримыми" по призыву их духовного лидера раввина Ицхака Тувии Вайса. Тем самым ему, среди прочего, удалось выставить своих оппонентов беспринципными оппортунистами, готовыми поступиться "святостью субботы".

Ну и, наконец, самое главное. К сожалению, израильские власти не слишком хотят обострять отношения с многочисленной и сплоченной общиной. А потому во многих случаях предпочитают идти на компромисс, и даже на попятную. Так бывало в прошлом, и так, возможно, будет и в этот раз. Не успели догореть мусорные баки в Меа Шеарим и других религиозных кварталах, как в прессе уже появились сообщения, что мэрия якобы готова пересмотреть свое решение. Опасаясь новых беспорядков, полиция порекомендовала закрыть парковку по субботам. Мэр, по словам радиостанции "Голос Израиля", взвешивает возможность выполнить рекомендацию полиции. Правда, речь вроде бы идет о временной мере, пока не будет найдено альтернативное решение. Однако мало кто сомневается, что даже если оно не будет найдено, стоянку все равно не откроют.

К каким это приведет последствиям, объяснять, думаю, не надо. Поскольку вывод из этого можно будет сделать только один – если хочешь добиться своего, устраивай погромы и беспорядки. А поскольку поводов для праведного гнева в Иерусалиме найдется немало – некошерные рестораны, работающие по субботами магазины, нескромно одетые женщины и т.д. – то нетрудно догадаться, какие практические следствия последуют за этими выводами.

К счастью, в современной истории города есть и обратные примеры, когда власти не поддавались на благочестивый шантаж. Так было, к примеру, с гей-парадами. Тогда ортодоксы тоже грозили беспорядками, однако власти не испугались, обеспечили достаточную охрану, и шествие состоялось, несмотря на протесты благочестивой публики.

Очень хочется верить, что и Нир Баркат сможет проявить в этом деле достаточно твердости. Поскольку, в конце концов, именно за этим его и выбрали – чтобы ни одна группа или община не могла диктовать всем остальным, как им жить.

Евгений Левин,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования