Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Мечеть Пандоры. Судьба мусульманской святыни в израильском городе Беер-Шева - классический случай, когда право сталкивается с правом, а правда - с правдой


Несмотря на гордый титул "столицы Негева", израильский город Беер-Шева (библейская Вирсавия, где после долгих странствий поселился праотец Авраам) является глубокой провинцией, и крайне редко попадает на первые полосы газет. Тем не менее, в самое ближайшее время этот город может оказаться в эпицентре  крупного скандала, который может иметь общенациональные последствия. Ибо в ближайшие дни в Верховном суде Израиля должно начаться слушание, которому предстоит решить судьбу здания, бывшего в свое время главной городской мечетью.

В начале ХХ века Беер-Шева была арабским городом. В 1922 году среди 2 356  жителей города было всего 98 евреев). Правда, затем еврейское население города немного выросло, однако в 1936-39 гг., когда по всей стране прокатилась волна арабских беспорядков, евреи и вовсе покинули Беер-Шеву.

В ходе Войны за независимость город был занят египтянами, создавшими там крупную военную базу. Однако 21 октября 1948 г., в результате операции "Иоав", Беер-Шева перешла в руки израильской армии. Вместе с египетской армией город покинули почти все арабские жители. Так что израильтянам достались брошенные дома и, в том числе, бывшая главная городская мечеть, построенная в начале ХХ века.

До 1953 года в бывшей мечети заседал городской суд. Затем в здании разместился городской музей, где собраны материалы по истории Беер-Шевы, Арада и набатейских городов Негева, а также небольшая библиотека в 600 печатных томов и рукописей, посвященных Негеву. В начале 90-х годов здание окончательно пришло в упадок, и было закрыто на реставрацию.

Еще в 80-е годы арабские и мусульманские организации Израиля начали борьбу за здание бывшей мечети. Так, в июне 1986 года шейхи Беер-Шевы направили в соответствующие ведомства обращение, содержащее просьбу позволить мусульманам молиться в мечети, поскольку множество проживавших в городе последователей ислама вынуждены были отправлять религиозные обряды на улице. Однако эта и последующие просьбы были оставлены без ответа, а против групп, пытавшихся явочным порядком проникнуть в здание для молитвы, применялись полицейские меры.
В начале этого века борьбу за мечеть возглавил центр "Адала" - правозащитная организация, связанная с израильскими исламистами. В 2002 году исламские правозащитники потребовали вернуть бывшую мечеть верующим. Это привело к созданию специальной правительственной комиссии, назначенной тогдашним премьером Шароном. Выслушав мнения истцов, городских властей Беер-Шевы, а также других групп и организаций, комиссия приняла решение не превращать здание в мечеть, и оставить на рассмотрение городских властей вопрос о том, каким образом распорядиться им наилучшим образом. Что беер-шевская мэрия с удовольствием и сделала – в соответствии с ее планами, в бывшей мечети вновь откроется городской археологический музей.

Естественно, арабские правозащитники с этим решением не согласились, и подали аппеляцию в Верховный суд. Как заявил адвокат, представляющий "Адалу", отказ вернуть мусульманам мечеть будет расценен как удар по правам мусульман и всех арабов Израиля. Причем, по словам истцов, позиция израильских властей является не только нарушением свободы совести, но и попранием прав национальных меньшинств. "Долгая и особая история этой мечети превратила ее в святое место для мусульман и культурный символ для всех арабских граждан. Этот вопрос касается культурных прав национальных меньшинств Израиля, поскольку не может быть культуры без истории и символов", - говорится в исковом заявлении.

Каким будет решение суда, пока неизвестно. Однако, на наш взгляд, речь в данном случае идет о ситуации, когда принять хорошее решение будет крайне сложно, если вообще возможно. Поскольку перед нами – классический случай, когда право сталкивается с правом, а правда - с правдой.

С одной стороны, верующему человеку трудно не сочувствовать требованию верующих, пусть и другой конфессии, вернуть им здание бывшего храма. Тем более, что последние десятилетия иудейские организации и сами ведут достаточно активную борьбу за возвращение им богослужебных зданий, утраченных в годы советской власти. И результаты этой борьбы можно воочию наблюдать во многих городах бывшего Союза. К примеру, в московской синагоге на Малой Бронной с 1939 года находился Московский Дом художественной самодеятельности.

Но, вместе с тем, легко понять и логику израильских властей, не готовых вернуть мусульманам здание бывшей мечети. И дело тут не только в том, что, как утверждают беер-шевские власти, открытие мечети угрожает "еврейскому характеру" города и может плохо отразиться на межнациональных отношениях. Как показывает опыт, экспансия арабского населения в бывшие еврейские кварталы (имеющая место во многих израильских городах) не связана с наличием или отсутствием там мечетей. Просто, как уже было сказано, беер-шевская мечеть стала государственной собственностью во время Войны за независимость. В те же годы аналогичная судьба постигла огромное количество арабской недвижимости, оставленной бывшими владельцами, из которых многие бежали сами, но многие – были изгнаны израильскими властями. В основном, естественно, речь идет о домах и земельных угодьях, однако среди зданий, доставшихся Израилю, есть и несколько других мечетей.

Таким образом, если здание беер-шевской мечети будет возвращено арабам, то это может вызвать волну новых исков с требованием реституции арабской собственности, доставшейся Израилю в ходе Войны за независимость. Причем даже если эти иски закончатся ничем, сам факт их массового судебного обсуждения будет крайне опасен для Израиля, поскольку лишний раз привлечет всеобщее внимание к проблеме арабских беженцев, покинувших страну в ходе Войны за независимость. Палестинцы, как известно, настаивают, что эти люди, а также их потомки, должны получить право вернуться в свои дома. Израиль же об этом и слышать не хочет, прекрасно понимая, что для еврейского государства массовая арабская "репатриация" станет началом конца.

Так что ничего удивительного, что израильские власти не хотят открывать этот ящик Пандоры. Слишком уж много проблем может возникнуть, если в данном случае удовлетворить справедливое, на первый взгляд, требование верующих.

Евгений Левин, Иерусалим,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования