Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Алкогольно-социальная дилемма. Священнослужители РПЦ МП стоят перед выбором: антиалкогольная кампания или социальное служение людям


На XIII Всемирном русском народном соборе руководство РПЦ МП на высшем уровне обозначило острейшую для России проблему – алкоголизации населения. Никакие данные статистики о том, сколько литров выпивают все россияне - от взрослого до младенца, - не смогут вполне отразить эту проблему, поскольку в большинстве регионов нашей страны небольшие поселки и деревни спиваются неучтенными нигде "продуктами" типа спирта "Троян". В этой ситуации под большим вопросом оказывается эффективность любой социальной инициативы Церкви. За обсуждением государственной карательной политики по отношению к алкоголизму, на которой настаивал собор, никто не заметил почти полного отсутствия работы с алкоголиками в самой РПЦ МП.

Наиболее успешный социально-миссионерский проект такого рода в настоящее время – это православная реабилитация алкозависимых по программе анонимных алкоголиков (АА) "12 шагов". Группы АА собираются в некоторых храмах Москвы, однако центром развития и популяризации этой программы является Патриарший центр духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре. За внедрение этой универсальной программы активно выступает руководитель программ духовной, психологической и социальной реабилитации иеромонах Иона (Займовский), а также директор Школы молодежного служения игумен Петр (Мещеринов). В реализации программы вместе со священнослужителями участвует президент Российского благотворительного фонда "Нет алкоголизму и наркомании" Олег Зыков. В 2007 году был даже подготовлен документ "Православная церковь и программа "12 шагов". Опыт Данилова монастыря".

Движение АА возникло в США в 1935 году, когда в городе Акроне, штат Огайо, первые два алкоголика поделились друг с другом опытом обретения трезвости. Программа АА является внеконфессиональной, хотя возникла в протестантской среде, в ней принципиально отсутствует какая-либо централизованная структура или управление. Стрежень программы "12 шагов" - самые общие этические и духовно-практические принципы, приемлемые для представителей всех религий. К примеру, шаг 11 гласит: "Стремились путем молитвы и размышления углубить соприкосновение с Богом, насколько мы Его понимаем, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить, и о даровании силы для этого".

Иеромонах Иона (Займовский), написавший книгу о православном понимании АА (ее презентация прошла в США), полагает нормальным положение, когда сосуществуют различные группы АА – православные, околоправославные, привлекающие людей, далеких от веры (а таких большинство), открытые и закрытые. В православных группах вводится, например, чтение "Отче наш", хотя многие светские группы АА сочли это отступлением от универсальных норм движения.

Однако существование таких групп – это шаг Церкви навстречу людям, наряду с молебнами перед иконами "Лоза Истинная" и "Неупиваемая Чаша" (в большинстве епархий на этих молебнах, совершаемых довольно формально, борьба с алкоголизмом и заканчивается). В одном из своих интервью иеромонах Иона отмечал, что во многих регионах группам АА для собраний охотно предоставляли свои помещения католические костелы, но никак не православные храмы.

В Москве действуют группа "Тиль" при Новоспасском монастыре или "Новый Свет" (в этой группе вместо молитвы о душевном покое в конце занятий все читают молитву "Отче наш"), группа "Преображение" при Даниловом монастыре, группа "Рехавит" (в ветхозаветной истории Рехавиты не пили вина (Иер., 35)), которую организовали православные выздоравливающие алкоголики. Околоправославные группы - "Благовест" в Сергиевом Посаде, группа АА при храме святых Космы и Дамиана в Шубине, группа для родственников алкозависимых "Лествица" в храме Малого Вознесения. Всего же в России более 6 тысяч членов групп АА.

Безусловно, это капля в российском море антиалкогольной реабилитации. Во многих епархиях РПЦ МП создаются особые отделы по противодействию алкоголизму и наркомании. Например, в Санкт-Петербурге священники, врачи, педагоги, психологи регулярно проводят курсы духовного и физического исцеления для желающих избавиться от алкогольной зависимости и их родственников - "созависимых", а трезвенники проходят по городу маршами. Но в значительном количестве епархий и приходов работа ведется нерегулярно, и максимум, на что может рассчитывать зависимый человек, – одно-, двухразовый разговор со священником или врачом. Между тем, алкозависимому мешает придти в церковь, особенно в сельской местности, стойкое убеждение в том, что православные не могут не пить, и довольно много, - священнослужители иногда активно доказывают это на собственном примере. Главная причина неэффективности православной антиалкологольной миссии в том, что не изменено отношение к алкоголизму в самой церковной среде – оно мягкое, ироничное, допускающее много "послаблений" и "утешений велиих".

Программа Данилова монастыря выглядит скорее исключением из правил. Группы АА подвергаются резкой критике со стороны "патриотически настроенных" церковных консерваторов. Основной оппонент АА - глава Душепопечительского православного центра святого праведного Иоанна Кронштадтского иеромонах Анатолий (Берестов). По его мнению, "12 шагов" - это американская программа, которая ведет к некоей "сектантской" зависимости от постоянного посещения групп АА. В рамках движения АА считается, что алкоголизм – это неизлечимая патология, а поэтому посещать группы нужно всю жизнь. Отец Анатолий убежден в том, что АА – путь в "секту". По мнению иеромонаха, сама по себе заокеанская методика "12 шагов" "небезупречна в духовном смысле": "Там говорят о каком-то Боге, которого можно понимать как вздумается, и молиться, по существу, неведомому Богу. В конце концов, и язычники молятся своим богам, и сатанисты своему "богу". Но по христианским православным представлениям, это не боги, а демоны. Так что и эффект от этих молений будет соответствующий". Отец Анатолий убежден, что в Церкви этой программе не место. Таким же образом в "сектантстве" и чуть ли ни в сатанизме отец Анатолий обвиняет, вместе с "сектоведом" Дворкиным, библейскую программу "Альфа-курс" (а также ее православный аналог "Путь", разработанный игуменом Евмением (Перистым)). По поводу программы АА в православно-патриотической прессе выходили статьи с пугающими заголовками - "12 шагов навстречу дьяволу, или Кому выгодно дискредитировать Церковь", хотя движение АА благословлял сам Патриарх Алексий II. Программу АА и "Альфа-курс" совершенно безосновательно обвиняют еще и в применении методик НЛП (нейролингвистического программирования).

Одним из важнейших моментов в восприятии целей и задач социального служения в рамках РПЦ МП является прямое сопротивление миссионерству через такие проекты как АА и борьба с другими Церквами, которые занимаются социальной работой. Отец Анатолий (Берестов) и целый ряд иерархов, рядовых священнослужителей, "сектоведов" в епархиях периодически выступают против реабилитации алко- и наркозависимых в центрах, созданных протестантскими активистами – пятидесятниками и баптистами. По их мнению, в таких центрах одна зависимость сменяется на другую – "сектантскую пагубную духовность". Однако, по существу, система реабилитации в центре отца Анатолия (Берестова) и в каком-либо центре пятидесятников – одна и та же, она отлична от АА и основана на прямом обращении человека в веру, так как только твердая вера (евангельская или православие) спасет от алкоголизма полностью. С этой точки зрения, любые обвинения в социально-евангелизаторском характере социальных проектов неправославных Церквей (к примеру, известного проекта "Ощути силу перемен") абсурдны, так как и РПЦ МП, и другие христиане обращают людей в свою веру в ходе оказания им помощи – верующие по-другому не могут и не должны. Вместе с тем, при каждом удобном случае священники РПЦ МП на местах идут в школы и социальные учреждения, но именно для того, чтобы потребовать от руководства этих учреждений, чтобы они изгнали "сектантов", которые помогают, чем могут, и читают лекции против абортов, о вреде алкоголизма и наркомании. Как отмечают сторонники "12 шагов", у программы общехристианская основа, но понимания общехристианской миссии у многих представителей РПЦ МП нет.

Противники программы АА полагают, что надо использовать православный опыт трезвеннического движения, которое бурно развивалось конце ХIX- начале ХХ веков. Однако Общества трезвенников и непосредственно трезвенники-чуриковцы чаще всего существуют совершенно отдельно от Церкви, приходов и вообще в отдалении от православия. В епархиях РПЦ МП не наблюдается почти никакой активности по созданию православных обществ трезвости и касс взаимопомощи, как это было до революции, потому что это должно быть движением снизу – мирян и духовенства, а к любым движениям такого рода иерархия относится с большой опаской.

Еще в 2005 году в Москве прошел семинар "Церковь и страдающая личность. Проблемы развития наркологической помощи в России". Тогда еще управляющий делами Московской патриархии митрополит Климент (Капалин) назвал самой острой проблемой распространенный среди молодежи пивной алкоголизм. В этом владыка Климент обвинил школу, общество, кино и телевидение. Прот. Димитрий Смирнов вообще оценил ситуацию как алкогольно-наркотическую войну, которая ведется темными силами против России. Целые народы, в том числе и русский, по мнению о. Димитрия, "отданы на откуп тем, кто получает прибыль". К примеру, правящий класс в нашей стране живет за счет олигархов, которые производят также и пиво. По словам отца Дмитрия, Церковь должна лоббировать свои интересы через законодательство. Логичным продолжением этого жесткого идеологического подхода к алкогольной проблеме стали заявления и решения ВРНС, как и создание особой антиалкогольной структуры в рамках РПЦ МП.

Однако все это не уменьшит количества алкоголиков, не решит проблем и разрешит споров вокруг православной реабилитации зависимых людей, не привлечет алкоголиков в церковные и околоцерковные группы АА, АН (анонимных наркоманов) или АИ (анонимных игроков). Жесткая антиалкогольная кампания государства, если она когда-либо и начнется, в принципе не способна решить церковных проблем.

Роман Лункин,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования