Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Прославление без покаяния? Почему почитание Новомучеников не ведет к долгожданному "возрождению России"


Новомученики российские… Это словосочетание, еще недавно бывшее почти под запретом, стало неким тривиальным журналистским штампом, вброшеннным в медиа-пространство подобно "атеистическому лихолетью", на которое так любят указывать церковные иерархи как на источник бед.

Что изменилось с тех пор, как Русская Зарубежная Церковь в 1981 г. канонизировала христиан, погибших за веру православную от рук своих соплеменников-отступников? В русском разсеянии этот акт стал "камнем преткновения" – в правильности канонизации усомнились либеральные эмигранты как в Париже, так и в Америке. Особенно неистовствовали либеральные церковные издания Зарубежья по поводу канонизации Царя Николая II, которого провозглашали "недостойным", "кровавым" и т.п.. В самом же СССР устами иерархов (покойного Патриарха Пимена и ныне здравствующего митрополита Питирима) канонизация была названа "антисоветским пропагандистским актом", а Новомученики - "политическими врагами Советской власти".

В эпоху "перестройки" и выхода на поверхность православно-патриотического движения тема Новомучеников вставала в связи с вопросом: "Когда же проснется русский витязь?" Нечего и говорить, что тема убийства (в основном, патриоты говорили о "вине инородцев") заслоняла собой тему подвига и святости.

Но время шло, и в новых условиях поиска новой "русской православной" идентичности отсутствие канонизации, как стало принято говорить в церковных кругах, давало повод для выступлений "всяким консерваторам и обскурантам", который "пытались внести раскол в Церковь". Наконец, настал 2000 г., и был созван Юбилейный Собор РПЦ МП, который войдет в историю именно этим деянием – прославлением тех Новомучеников, которых недавно еще сами участники Собора именовали "политической оппозицией власти". Не в последнюю очередь положительному решению вопроса о канонизации поспособствовали труды ученых-историков, которые слегка рассеяли туман невежества. Оказалось, что многих христиан убивали не за исповедание веры, а по политическим или социальным мотивам (офицер, помещик, купец, лавочник), а также выяснилось, что среди убитых были не только члены юрисдикции митрополита Сергия (Страгородского), преемником которой исповедует себя нынешняя РПЦ МП, но также т.н. "иосифляне" (последователи отошедшего от Сергия митр. Иосифа Петербургского), разные "катакомбники", не говоря уже о страообрядцах, русских католиках, баптистах и иных христианах, убитых просто за "имя христианское".

И если РПЦЗ прославила Царя-Мученика Николая и всех Новомучеников (как известных по имени, так и нет, то есть прославила сам "подвиг новомученичества"), то в начале 1990-х гг. в Москве была сформирована особая комиссия по канонизации во главе с митрополитом Ювеналием, никогда не отличавшемся негативным отношением к советской власти. Вскоре секретарь комиссии игумен Игнатий (Крекшин) заявил о своем несогласии с канонизацией царя и уехал за границу, где перешел в католичество. В состав комиссии был введен иеромонах Дамаскин (Орловский), который и стал определять, как сообщают, "по харизматичиескому наитию", кого можно канонизировать, а кого нельзя.

О старообрядцах и католиках тут речи, понятно, вообще не шло, а вот по "непоминающим" канонизация прошлась "через одного". Например, самого митрополита Иосифа - духовного вождя "непоминающих" - не канонизировали, а его соратника и сомолитвенника епископа Виктора (Островидова) признали святым. Комиссия и ныне продолжает свою работу, выявляя все новые и новые списки Новомучеников, которые подчас производят странное впечатление. Так, например, сообщается: "NN, предположительно род. в 1910 г. По сведениям, работала уборщицей в доме причта в гор. N", чем и исчерпывается синаксарь.

Но проблема не в том, как и кого канонизируют ныне в Москве, а в том, оказывает ли это хоть какое-то нравственно-религиозное действие на современное российское общество. По всей вероятности, если и оказывает, то самое ничтожное – общество привыкло к банализации смерти. Современный человек, воспитанник массовой культуры в виде голливудских "экшнов", в которых кровь льется рекой более или менее зазря, просто не может вместить идеи добровольной смерти, не говоря уже о принципах, заставляющих людей идти по пути страдания ради своей веры "до самыя смерти".

Видимо, современному российскому обществу нужны некие новые великие потрясения, чтобы оно осознало, докуда можно и нужно идти, чтобы придти к "Великой России". Инструмент величия – покаяние. Цель покаяния – очищение (катарсис), которое – если мы вспомним объяснения Аристотеля из его "Поэтики" – категория трагическая. Так что Новомученики могли бы стать символом возрождения русского православного духа и даже "пробуждения русского витязя" лишь в одном случае – в случае покаянного осмысления трагического величия их подвига.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования