Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Сыр не бесплатный, но православный


Одной из новейших форм коммерциализации церковной жизни в России стало проведение всевозможных "православных выставок-ярмарок". В предпраздничные дни (особенно накануне Рождества и Пасхи) в одной только Москве проводится одновременно по десятку таких выставок. Но даже во внепраздничные периоды хотя бы одна православная ярмарка в столице работает. Признанными центрами "православного выставочного движения" стали также Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород.

В крупных российских городах появилось такое явление, как "специализация" того или иного храма или монастыря на том или ином виде церковно-коммерческой деятельности. Например, в Москве любой священник, староста или другой "профессионально церковный" человек без труда назовет вам адреса наиболее "придвинутых" церковных книжных лавок; храмов, которые специализируется на торговле облачениями и церковными тканями, на паломничествах, на свечах и литье, на иконах и винах… Признаком успеха на церковном рынке и стало участие храма, монастыря, мастерской или братства в бесконечных "выставках-смотрах" достижений церковной экономики.

С одной стороны, православные выставки-ярмарки выполняют очень важную для любого рыночного механизма функцию: установление контактов и обмен информацией между родственными предприятиями. Благодаря этому, например, многолетний церковно-хозяйственный монополист – предприятие "Софрино" - заняло на церковном рынке весьма скромное место и вынуждено снижать свои прежде заоблачные цены на "уникальную продукцию". Однако, с другой стороны, православная "эскпомания" выхолащивает жизнь многих монастырей и приходов, низводя их до уровня банальных "хозяйствующих субъектов".

Превращение в "хозяйствующий субъект" - большой соблазн для монастырей и приходов РПЦ МП. Основан этот соблазн на факторах политического свойства, которые в нашей стране определяют экономические отношения. Признавая "особую роль" Церкви в становлении российского государства, в возрождении духовности и культуры, много в чем еще, государство оделяет ее всяческими льготами. Но помимо официальных льгот, существует еще самая большая – неофициальная и всепокрывающая – льгота. Со времен И.В. Сталина в нашей стране не принято "заглядывать в церковный карман". Именно так сформулировал "вождь" одну из своих основных заповедей первому руководителю Совета по делам Русской Православной Церкви – полковнику госбезопасности Карпову. Церковная экономика и в советский период, в основном, находилась "в тени". Ныне же, в эпоху духовного возрождения, она и вовсе считается неприкосновенной. Это и привлекает бизнес самого разного рода под церковную "крышу".

Вот почему экспозиции православных выставок-ярмарок так поражают своим причудливым многообразием. "Церковной продукцией" в России считаются и кагор, и мед, и сыры, и льняные сорочки, и растительное масло, и бытовая техника, и аксессуары для автомобилей, и прочая, и прочая, и прочая. Хотя, если РФ постепенно становится "православным государством", то процесс "воцерковления" ее экономики вполне закономерен…


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования