Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

«Самое главное – создание государства. По сравнению с этим все остальное неважно». К 61-й годовщине Государства Израиль


"Наше движение пробивает себе дорогу в атмосфере непонимания и клеветы. Кто близко видел жизнь разных партий и следил за их враждою, знает, что ни против одной из них не пущено в ход столько ненависти, сколько против нас. Сделано все, чтобы нас изолировать".

Эти слова Жаботинского были написаны в начале прошлого века. Имелось в виду, прежде всего, отношение тогдашней еврейской интеллигенции к сионизму. За прошедшие сто лет многое, безусловно, изменилось к лучшему. И, тем не менее, в определенных еврейских кругах сионистский проект по-прежнему является personanongrata. Так что свой шестьдесят первый День Независимости Израиль по традиции встречает под дружный хор критиков. Некоторые из них борются с сионизмом еще со времен Герцля и Нордау. Другие, напротив, влились в обличительный хор относительно недавно. Однако и те, и другие согласны в том, что в своем нынешнем виде Израиль не имеет права на существование.

Тех, кто критикует Израиль "слева", чаще всего не устраивает то, что это государство официально является "еврейским". По их мнению, идея национального государства в наши дни в лучшем случае безнадежно устарела, в худшем же – является аморальной и даже преступной в отношении национальных меньшинств, в первую очередь – арабов. А потому Израиль должен в срочном порядке отказаться от своего национального характера и преобразоваться в "государство всех граждан". Рецепты этого преобразования предлагаются разные, от смены флага и гимна, носящих исключительно еврейский характер, до отмены Закона о Возвращении, как дискриминационного по отношению к арабским гражданам страны. Впрочем, не то чтобы эти идеи были принципиально новыми. Еще в годы британского мандата некоторые известные интеллектуалы (Мартин Бубер, Артур Рупин и др.) полагали, что будущее государство должно быть не "еврейским", а двунациональным. В послевоенные годы эту идею последовательно защищала израильская компартия.

Если левые либералы критикуют Израиль за то, что он является слишком еврейским государством, то ультраортодоксы, напротив, считают его недостаточно еврейским. Некоторые правоверные иудеи полагают, что, с точки зрения еврейского Закона, до прихода Мессии евреи в принципе не имеют права иметь свое государство. Однако эти радикалы сегодня находятся в явном меньшинстве. Большинство ультраортодоксов в принципе не возражают против самого факта существования еврейского государства, однако решительно не приемлют его светский характер. Поэтому большинство из них не празднует День Независимости и не читает специальных молитв за государство и правительство (правда, требовать и получать от государства значительную финансовую помощь все это им не мешает).

Многих благочестивых иудеев не устраивает не только светский характер государства, но и то, что с каждым годом жизнь в стране становится, с их точки зрения, "все менее еврейским". Список претензий достаточно велик. Непрерывно растет число некошерных ресторанов и магазинов, а также торговых и развлекательных заведений, открытых по субботам. Все больше израильтян, включая чистокровных евреев, предпочитают жениться за границей, а не сочетаться в раввинате "по закону Моше и Израиля". В школах уделяют недостаточно влияния еврейским дисциплинам и т.д.

Борьба ультраортодоксов с сионизмом идет уже больше ста лет. Однако в последние годы лагерь религиозных оппонентов нынешнего Израиля пополнился каким-то количеством выходцев из национал-религиозного лагеря. В отличие от ультраортодосксов, религиозные сионисты были готовы смириться со светским характером еврейского государства. Однако после Шестидневной воины (1967) в этом лагере постепенно возобладала точка зрения р. Цви-Иегуды Кука и его учеников, в соответствии с которой главное предназначение этого государства заключается в том, чтобы "приближать Избавление", всемерно способствуя еврейской колонизации Иудеи и Самарии. Соответственно, как только выяснилось, что правительство Израиля не только не сочувствует этой программе, но и готово, на тех или иных условиях, уступить часть этих территорий арабам, у многих религиозных сионистов возникли серьезные сомнения, действительно ли это государство является "началом Избавления", как это утверждается в соответствующей молитве. Впервые эти сомнения зазвучали уже после соглашений Осло. А после ликвидации еврейских поселений в Газе число сомневающихся, естественно, значительно возросло, вплоть до деклараций полного разрыва с "этим государствам".

Забавно отметить, что в своих филиппиках против сионизма и сионистского государства благочестивые антисионисты нередко почти дословно цитируют… критиков слева, в большинстве своем воинствующих атеистов. И те, и другие говорят о "чудовищных преступлениях", "злодеяниях, которым нет прощения", "фашизме" и т.п. Единственная разница, что левые при этом обычно "защищают" арабов, а ортодоксы – те или иные еврейские группы, якобы ставшие жертвами "проклятых сионистов".

Владимир Жаботинский написал в свое время пространную полемическую статью с подробным разбором аргументов всевозможных оппонентов сионизма. Мы, однако, пойдем другим путем. И просто напомним, что всего за неделю до Дня Независимости в современном израильском календаре присутствует еще одна дата – День памяти жертв Катастрофы.

Произошло это случайно – выбирая дату для дня памяти, Давид Бен-Гурион и его единомышленники остановились на годовщине восстания в Варшавском гетто (19 апреля по 16 мая 1943). Однако это совпадение выражает глубокую связь между уничтожением европейского еврейства и созданием еврейского государства. И дело не только в том, что соответствующая резолюция ООН была принята, прежде всего, под влиянием шока от увиденного в Освенциме и других лагерях уничтожения. После войны произошел качественный сдвиг в сознании самих евреев. До этого сионисты были на еврейской улице пусть влиятельным, но все-таки меньшинством. После войны едва ли не все еврейские партии высказались в пользу необходимости самостоятельного еврейского государства. Даже те, кто до Катастрофы решительно возражал против сотрудничества с сионизмом, после 1945 пересмотрели свою позицию. В частности, в 1947 году к требованиям сионистов о создании суверенного еврейского государства присоединилось ультра-ортодоксальное движение "Агудат Исраэль".

Наиболее наглядным проявлением этого всеобщего консенсуса может служить Декларация Независимости Израиля, которую подписали представители едва ли не всех еврейских партий и течений: правые и левые, социалисты и либералы, коммунист Меир Ковнер (Вильнер) и промышленник цви Сегаль. Есть среди подписавших и несколько раввинов, в том числе три ультраортодокса: зять Гурского ребе, бывший депутат польского Сейма р. Ицхак-Меир Левин, р. Калман Кагана, и р. Меир Давид Левинштейн.

Думаю, нет нужды объяснять, почему это произошло. В Освенциме, Собиборе, Бабьем Яру и Терезине евреям очень подробно объяснили, что может произойти, когда твоя судьба полностью находится в чужих руках. Судя по усиливающейся критике, сегодня этот урок постепенно начинает забываться. Однако то поколение усвоило его очень хорошо.

Несколько лет назад мне довелось услышать интервью, которое накануне Дня Независимости дал бывший главный раввин Израиля, р. Исраэль-Меир Лау. Среди прочего раввину был задан вопрос, что он считает главным событием в истории государства Израиль. Раввин ответил не задумываясь: "Создание государства. По сравнению с этим все остальное неважно".

Раввин Лау пользуется репутацией блестящего проповедника, однако никогда не считался глубоким и самостоятельным религиозным мыслителем. Свое религиозное образование он получил преимущественно в ультраортодоксальных иешивах Израиля. Однако в годы войны он был сначала в гетто, а затем в лагере уничтожения. А потому некоторые вещи он понимает и чувствует куда лучше, чем кое-кто из тех, кто превосходит его формальными познаниями в Торе.

Евгений Левин,
для "Портала-Credo
.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования