Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Пасхальный интернет-скандал в Израиле или Можно ли иудею поздравлять православных друзей с праздником?


Праздник Песах в Израиле прошел в этом году спокойно и без происшествий. Правда, накануне праздника некий ультраортодокс устроил акцию протеста в некошерном супермаркете "Тив-Таам". Протестуя против того, что в этом магазине торгуют в праздник квасным (что категорически запрещено еврейским законом), молодой студент иешивы разделся догола, оставив из одежды лишь носок, которым прикрыл причинное место. Однако, поскольку эта акция полностью повторяла прошлогоднюю – кстати, устроенную тем же самым студентом, – то большого внимания никто на нее не обратил.

Незаметно для иудеев прошла и "католическая" Пасха. А вот на "православную" неожиданно произошел локальный интернет-скандал, поводом для которого стало заявление хайфского преподавателя и поэта Эли Бар-Яалома, активно занимающегося пропагандой иудаизма в виртуальном и реальном пространстве. В пасхальное воскресенье он опубликовал в своем блоге поздравление, в котором, в частности, написал: "Я верю, что нам с вами по пути: нас с вами, верующих в Единого Бога (включая и всех добродетельных мусульман, сколько бы их ни было на этом свете) ожидает одно и то же царство деятельной и святой работы, в котором человек по-настоящему научится быть со-творцом, сотрудником Единого Творца. Это и будет Ахарит ха-Ямим, Конец Дней, о котором говорили наши пророки, Восьмой День Творения, когда "Отдых Всевышнего" завершится; и это и есть "царствие небесное", о котором говорят ваши духовные учителя. Тогда "не поднимет народ на народ меча и не будут учиться более войне" (Йешайягу /Исайя/ 2,4). Поэтому в день вашей радости я тоже испытываю радость: ведь "мы - люди-братья" (Берешит /Бытие/ 13,8)".

Надо сказать, Эли Бар-Яалом был далеко не единственным иудеем, поздравившим православных друзей с праздником. Однако почему-то именно его постинг переполнил чашу народного гнева, и вызвал цепную реакцию в русскоязычной иудейской блогосфере.

Воспроизводить всю дискуссию я не буду, тем более, что далеко не все реплики можно цитировать, не рискуя спровоцировать ответный всплеск антисемитизма. Однако несколько участников дискуссии все-таки не ограничились эмоциями и/или бранью, но сформулировали рациональное обоснование, почему, на их взгляд, Эли Бар-Яалом был неправ с иудейской и еврейской точки зрения. Таких обоснований оказалось три:

  1. Запрещено поздравлять иноверцев ("язычников") с их праздниками.
  2. Главное событие праздника Пасха – воскрешение Иисуса из Назарета – противоречит основам еврейской веры.
  3. Именно с праздником Пасха у евреев связаны наиболее тяжелые исторические воспоминания.

Разберем эти аргументы подробнее. Что касается первого, то его опровергнуть проще всего, элементарно сославшись на "авторитетное мнение" известного русскоязычного раввина р. Элиягу Эссаса. На "русской улице" этот раввин считается консерватором. Тем не менее, на вопрос о том, можно ли поздравлять христиан с их праздниками, он ответил утвердительно, с одним небольшим ограничением – "постараться не произносить название праздника". Впрочем, другие знатоки еврейского закона не ставят и этого ограничения. К примеру, известный исследователь и преподаватель Меир Левинов писал, что "вежливость типа: "С праздником вас", "Поздравляю" и т.п., даже в форме "Поздравляю Вас с Пасхой ", без упоминания основ христианской веры в части, противоречащей нашим представлениям, - полностью разрешены. Противоположное поведение - невежливо и негалахично".

Теперь о втором аргументе. Как известно, ортодоксальный иудаизм верит в воскресение мертвых. Согласно Талмуду, каждый, кто отрицает это учение, тем самым лишает себя "удела в Мире Грядущем" (Вавилонский Талмуд, трактат Сангедрин 90а). По мнению Маймонида, вера в воскресение мертвых является одним из тринадцати основных постулатов иудаизма. Разумеется, в данном случае речь идет о далеком будущем. Однако иудаизм не отрицает, что отдельные люди могут воскреснуть и до грядущих эсхатологический потрясений. Уже в Писании рассказывается, что пророк Елисей воскресил сына некой сонамитянки (4 Царств 32:37). Массовое воскресение мертвых описано в книге пророка Иезекииля (знаменитое "пророчество о сухих костях", 37:1-10). Мудрецы Талмуда спорят о том, как понимать это пророчество: одни считают, что Писание говорит об аллегории, которую пророк видел в видении. Однако некоторые раввины полагали, что эти мертвецы действительно воскресли и переселились в Землю Израиля (Сангедрин 92б). Наконец, в Талмуде приводится история о том, как р. Ханина бар Хама воскресил раба римского императора (трактат Авода Зара 10б), а также другие рассказы о воскресении мертвых.

Разумеется, правоверные иудеи не верят в воскресение Иисуса из Назарета. Однако сказать, что это невозможно с точки зрения еврейский религиозных воззрений, было бы, на наш взгляд, слишком рискованно.

Таким образом, религиозные возражения следует в данном случае признать не слишком убедительными. Остаются национальные. И они в данном случае являются наиболее убедительными. Действительно, в прошлом Пасха, когда и в богослужении, и в проповедях христианам многократно напоминали, кто предал и кто распял Иисуса, нередко сопровождалась всплесками вербального и физического насилия против евреев. Примеров, к сожалению, можно привести множество – достаточно вспомнить хотя бы Кишиневский погром, который разразился именно на Пасху, 6-7 апреля 1903 года.

Однако и здесь не все так просто. Во-первых, даже в прошлом картина была далеко не однозначной. Для одних Пасха становилась поводом свести счеты с Мошкой и Янкелем за то, что их предки "Христа распяли". Другие же, напротив, резко выступали против насилия над евреями. Тот же Кишиневский погром, как известно, решительно осудили многие священнослужители Русской Православной Церкви: о. Иоанн Кронштадский, епископ Антоний Храповицкий и другие. Конечно, можно помнить только погром. А можно услышать и эти голоса.

А во-вторых, прошлого забывать нельзя, но и жить в нем тоже не стоит. Эли Бар-Яалом поздравил с праздником наших современников. Которые, слава Богу, никаких погромов на Пасху не устраивают и вообще, полагаю, в этот день думают о чем угодно, но только не о евреях. Именно этим людям и были адресованы слова Эли Бар-Яалома.

Разумеется, можно делать вид, что времена и люди не изменились и что Пасха по-прежнему является "праздником погрома" (именно так отреагировал на поздравление с Пасхой один уважаемый раввин). Однако в этом случае следует отдавать себе отчет, что проблема в данном случае не столько в православии, сколько в личных проблемах и интересах того, кто предпочитает жить в этом мире.

В чем именно состоят эти проблемы и интересы – сохранение идентичности, боязнь "соблазна", особенности религиозной психологии вообще и ментальности неофита в частности  – тема даже не для отдельной статьи, но для серьезной монографии. Просто следует помнить, что к собственно еврейской религии это имеет весьма опосредованное отношение.

Евгений Левин,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования