Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

По шапке и Сенька. Специально ли Патриарх так унизил Кураева, или непроизвольно, без задней мысли? В любом случае - попал в точку


Протодиакон Кураев восторженно оповещает в своем ЖЖ по поводу своих наград: "Наград оказалось сразу три: 1) двойной орарь, 2) прото-диаконство, и 3) камилавка... Т.е. все награды, доступные для дьякона одновременно. Причем по "Положению о наградах РПЦ" камилавкой награждают не ранее чем через 10 лет служения в протодиаконском сане"!

Может быть, дружно вскрикивающей "Аксиос!" многочисленной компании почитателей Великого Миссионера это все неведомо, но сам-то Кураев вряд ли не в курсе об истинной цене этой каждой из трех наград. Неужели восторг от начальственной милости так ослепляет?

Двойной орарь дают практически каждому диакону РПЦ МП после нескольких лет (а то и меньше) служения. Без всяких особых заслуг для этого. Мне знаком, например, молодой диакон, рукоположенный меньше десятка лет назад, но с двойным орарем он так давно, что с трудом и представляется без него.

Протодиакон - это тоже не невесть что, хоть и немножко побольше диакона с двойным орарем. Но если в соборе, да с голоском, то тоже недолго до прото-. И тоже без особых заслуг.

Камилавка - ну это дается почти автоматом для протодиакона. Иногда одновременно, иногда через пару лет. Особенно умиляют ссылки на то, что по некому Положению о наградах камилавка дается через 10 лет. И это, мол, вот такая особенность стиля нового великого Патриарха... Но очевидно, что это не какая-то революционная особенность нового Патриарха, а вообще классический стиль патриархии, с умилительной небрежностью игнорирующей собственные "формальные" документы. Много ли наберется в РПЦ МП священнослужителей, которым бы давались награды в сроки, указанные в Положении о наградах Русской Православной Церкви? Если, конечно, священник не в опале и не под подозрением. Я уж не говорю об "особенных обстоятельствах", когда, скажем, зять влиятельного соборного настоятеля, не сумевший, к тому же, одолеть семинарский курс, получает протодиаконство почти одновременно с рукоположением. Или епархиальный секретарь, за пять лет оказывающийся при кресте с украшениями (или на церковном сленге "с устрашениями"), который, следуя математике Положения, он должен был бы получить не ранее, чем через 30 лет беспорочного служения! Практически как венец служения всей жизни.

Но даже если не брать в расчет такие "особые случаи", то всем известно, что очередная награда – целиком и полностью результат благоизволения или каприза епископа, столь же не ограниченного здесь никакими рамками, как и в раздаянии прещений. Захотелось ублажить "недостойного послушника" – и надел очередную побрякушку. Некоторые епископы, похоже, даже не считают нужным заглядывать в это Положение о наградах, чтобы узнать хотя бы, что нет уже такой награды как скуфия, которой они, ничтоже сумняшеся, по-прежнему жалуют иереев. А иерею-то, тому что? Он все равно несказанно рад "очередной награде", равно как и несказанно нервничает, если не получает ее "в срок" (разумеется, реально принятый на конкретном месте срок, а не тот драконовский из Положения). Ведь не сама награда важна, а приобретаемый (или закрепляемый) с ней статус.

Тут нужны особые пояснения, поскольку с точки зрения нормального человека этот статус - такая мелочь, о которой неудобно даже говорить. Ничего ни рационального, ни духовного во всем этом нет, неспроста даже сам этот институт священнических наград неведом прочему православному миру, а в Русской Церкви закрепился лишь во времена всеобщей ранговой иерархии имперской России, где каждый человек, вне своих достоинств, умений и прочего, должен был четко знать свое место.

Поэтому и по сей день священническая награда это не должность, не повышение, не признание какой-то особой духовной харизмы, это просто "место", да такое, к которому так и хочется добавить "пустое". Многие присутствовали на праздничных соборных служениях, когда священнослужители становятся в два ряда от предстоятеля. Так вот, становятся они не просто как придется, а в соответствии с определенным порядком, в котором учитывается "старшинство". Чем "старше", тем ближе к предстоятелю. "Старшинство" это определяется не возрастом, а (при прочих равных условиях) продолжительностью служения в сане. Но более приоритетным признаком "старшинства" является награда, еще более приоритетным - весомая должность в иерархии. Вот она - важнейшая мистическая деталь православного церковного богослужения: ты "тем круче, чем ближе"… нет, не к Богу, а к "главному", то бишь, к предстоятелю. Если, конечно, ты сам не предстоятель. При этом чаще всего внешне напускается вид, что все это, мол, "так неважно". Но при этом каждый знает, что даже случайно влезши "поперек батьки", можешь нарваться на скрытую досаду старшего собрата, которая может осесть в душе оного несмываемым осадком, равно как и заработать симпатии формально более "младшего" сослужителя, просто как бы невзначай пропустив его вперед. "Наша истинная награда на Небесах!" - восклицают идейно-выдержанные товарищи, но "неважная" деталь почему-то никогда не ускользает от пристального их внимания. Протодиакон Кураев, вроде как помышляющий исключительно о горнем, тоже не смог сдержаться, чтобы не отметить в качестве отдельного ключевого впечатления: "На Литургии еп. Иларион стоит выше митрополитов и архиепископов - как член Синода". Вот ради чего стоит жить и за что бороться, товарищи!

Возвращаясь же к наградам самого Кураева, можно сказать, что он, если не единственный, то в очень немногочисленной компании тех бедолаг, что получили протодиакона почти в определенный по Положению срок (через 21 год после рукоположения), хотя и сильно припозднились с двойным орарем. Так это просто "за выслугу лет". А за особенные предвыборные "услуги"? Камилавка "досрочная", что ли? Видимо, так. Тем более что так символически - из благодарных рук самого Патриарха. А то ведь поговаривали, что чуть ли ни епископство ожидает в качестве компенсации диакона за утрату репутации в результате "терминаторских" услуг. Ан нет! И вот тут, может, и правда проявилась особенность стиля нового Патриарха – угадать, какому Сеньке какой шапки достаточно. Кому фельдмаршала, кому орден, а кому и сюртук с барского плеча. И каждый своим доволен. Тем местом, на которое определен. А раз доволен, то по Сеньке шапка. Вернее - по шапке Сенька.

Если бы это было рядовое награждение среди массы прочих, таких же, десятками совершающихся в каждой епархии, то и разговаривать было бы не о чем. Но поскольку речь идет о бренде "диакона всея Руси", да обставлено все так - явно знаково и публично, в качестве события общецерковной и даже государственной важности (я, например, впервые услышала об этом награждении из выпуска теленовостей на канале "Вести"),то напрашиваются соответствующие выводы. Знаете, поначалу даже подумалось - это специально Патриарх так унизил Кураева, или непроизвольно, без задней мысли? В любом случае - попал в точку. "Стильно". В этом теперь уже "протодиакон всея Руси" Кураев прав.

Людмила Суходольская,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования