Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Или крестик сними, или… Что стоит за "ревностью не по разуму" раввина иерусалимской Стены плача, не желающего подпускать к еврейской святыне Папу, пока он не снимет наперсный крест?


Отправив в редакцию "Портала-Credo.Ru" свой предыдущий "Комментарий дня", посвященный предстоящему визиту Папы Бенедикта XVI в Израиль, автор этих строк был совершенно уверен, что до мая эта тема закрыта и что следующую статью предстоит писать о новом израильском кабинете, который Биньямин Нетаньяху вот-вот сформирует. Однако Бог судил иное. Правительства в стране все еще нет, и когда оно будет - никому неизвестно. Зато "папский" сюжет получил неожиданное продолжение.

Согласно плану предстоящего визита, Бенедикт XVI, находясь в Иерусалиме, собирается помолиться у Стены плача. В свое время там уже молился Иоанн Павел II, который, по еврейскому обычаю, даже оставил записку между камней Стены. Тогда никаких осложнений с этим не возникло. Но в этот раз в дело неожиданно вмешался р. Шмуэль Рабинович, занимающий должность раввина Стены плача. В телефонном интервью, данном газете "Jerusalem Post", почтенный раввин заявил, что во время молитвы у Стены Папе желательно снять… золотой наперсный крест, который он всегда носит поверх облачения. Как объяснил Рабинович, к Стене плача не следует приближаться с "чужими религиозными символами" и, тем более, с крестом, который, по словам раввина, "оскорбляет еврейские чувства".

Надо сказать, что это не первый инцидент подобного рода, имевший место в последние годы. По сообщению "Jerusalem Post", подобных скандалов было уже как минимум два. В ноябре 2008 года Рабинович не допустил к Стене плача делегацию католических епископов из Австрии, потребовав от них снять кресты (епископы отказались и остались на площади, прилегающей к Стене). А в мае 2008 года аналогичный случай приключился с делегацией ирландского духовенства, причем на этот раз пострадали не только католики, но и протестанты.

О мотивах, которые, возможно, стоят за этим требованием, мы поговорим позже. Пока же проверим фактическую сторону дела. Как мы сказали, потребовав у Папы снять крест, р. Рабинович привел два обоснования: первое - что вид человека с нательным крестом слишком оскорбителен для еврейских чувств; и второе – что не следует появляться с крестом в местах еврейского богослужения. Однако соответствует ли это действительности?

Что касается креста, то нельзя отрицать, что многие евреи, особенно религиозные, действительно испытывают неприязнь к христианской символике. Эта неприязнь порой доходит до анекдотов - например, многие пишут без верхней палочки знак "плюс", чтобы, не дай Бог, не изобразить на бумаге крест. Однако, во-первых, цивилизованный человек тем и отличается от дикаря, что, по крайней мере, умеет сдерживать и не афишировать подобные "чувства". А во-вторых, все мы знаем множество примеров, когда самые ортодоксальные раввины не только выдерживали присутствие человека с крестом, но и вели с ним дружескую, приветливую беседу.

Факты? Пожалуйста. В ходе визита в Израиль предыдущего понтифика, Иоанна Павла II, он встречался с главными раввинами страны, р. Исаэлем Лау и р. Бакши-Дороном. Во время той встрече Папа, а также другие представители духовенства оставались с крестами, однако дружеской беседе это совершенно не помешало. Через несколько лет этот "подвиг" повторили уже нынешние главные раввины, Йона Мецгер и Шломо Амар, посетившие Бенедикта XVI в его летней резиденции. Подобных фотографий в сети десятки. Некоторым раввинам доводится находиться и выступать в присутствии десятков людей с крестами – как, к примеру, раввину Хайфы р. Когену, приглашенному на заседание ватиканского Синода.

Но, может быть, все дело в том, что во всех этих случаях евреи находились "на чужой территории", где им поневоле приходилось играть по чужим правилам? Однако факты неопровержимо свидетельствуют, что если дело происходит в синагоге, то ничего не меняется. И Иоанн Павел II, и Бенедикт XVI неоднократно посещали ортодоксальные синагоги разных городов: Рима, Кельна, Нью-Йорка… Как видно на фотографиях, ни тот, ни другой крестов при этом не снимали – и, тем не менее, встретили самый радушный прием и раввинов, и прихожан.

Но, может быть, Стена плача - такое особенное место, которое нельзя сравнить ни с какой синагогой? Увы, и в этом случае факты не на стороне р. Рабиновича. Как мы уже сказали, в 2000 году у Стены молился Папа Иоанн Павел II  – как нетрудно заметить, не снимая большого золотого креста. Более того – должность раввина Стены в те времена уже существовала. И занимал ее… тот же самый р. Шмуэль Рабинович!

Что же изменилось за это время? Разумеется, читать мысли почтенного раввина мне не дано. Однако кое-какие соображения на этот счет у меня, безусловно, есть. Как неоднократно было замечено, в последнее время еврейская ортодоксия держит "равнение направо": религиозные нормы ужесточаются, многое из того, что в прошлых поколениях считалось нормальным, теперь превратилось в некошерное. Это касается даже мелочей. Например, в 1950-60 годы израильские ортодоксы спокойно ходили на общие пляжи, где решительно ничем не выделялись. Сегодня же кажется немыслимым, что религиозные мужчины и женщины могут купаться вместе, в обычных купальных костюмах. Эта тенденция присуща практически всем ортодоксальным общинам. А в особенности – ультра-ортодоксальным кругам, во многом задающим сегодня тон в религиозной еврейской жизни.

В этой ситуации, если раввин не хочет "идти против рожна", то самой лучшей тактикой для него будет – проявлять все большую и большую "бдительность" и строгость, строя все новые и новые "ограды вокруг Закона". Именно этим многие современные раввины и занимаются: одни устрожают нормы кашрута, другие – требования к тем, кто хочет перейти в иудаизм. Видимо, р. Рабинович тоже решил не отставать. И выразил ревность не по разуму в соответствии с занимаемой должностью.

Кстати, о должности. Если бы речь шла о частном лице или раввине некой общины, то он был бы в своем законном праве. Однако р. Рабинович – не просто духовное лицо, но и государственный служащий. Свою должность раввина Стены плача он получил от Главного раввината, который является казенным учреждением. И, соответственно, хотя бы теоретически не должен действовать вразрез с государственной политикой. А визит Бенедикта XVI – безусловно, вопрос государственной политики, что бы ни говорили в Ватикане о его преимущественно религиозном характере. Папа прибудет в Израиль по личному приглашению президента страны Шимона Переса, будет встречаться с политическими лидерами. Более того – как мы уже писали, хорошие отношения с Ватиканом нужны Израилю, по крайней мере, не меньше, чем Святому Престолу. Так что ситуация сложилась парадоксальная – государственный служащий, получающий, кстати, немаленькую зарплату, совершает должностное действие, идущее в разрез с правительственной политикой.

Чем все закончится, пока неизвестно. Представители Ватикана уже заявили, что Папа крест не снимет. Поэтому хочется надеяться, что р. Рабинович ограничится тем, что лишний раз отметится в прессе как ревнитель благочестия и не станет раздувать эту историю дальше. Поскольку иначе может начаться скандал, который ничего, кроме вреда, не принесет.

Евгений Левин, Иерусалим,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования