Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Миссионер наоборот. Писатель-миссионер Даниил Сысоев и «анафематствованный графоман Лев Толстой»


На днях священник Даниил Сысоев, известный миссионер РПЦ МП и автор нескольких популярных брошюр, делился с читателями одного православного портала своим творческим опытом. В частности, православным писателям он посоветовал "ориентироваться не на критиков, а на простых людей. Если критикам не нравится, нужно писать именно так. Например, критикам нравится Лев Толстой. Значит, это отстой. Так писать, как писал графоман Лев Николаевич, нельзя".

Кончено, о. Даниил – литератор известный. Атмосфера вокруг него так и насыщена парами гениальности. Он даже заразил писательским духом свою дражайшую супругу, которая в прошлом году выпустила в свет "Записки попадьи". Так что классику современной русской православно-миссионерской литературы "графоман Лев Николаевич" не годится и в подметки.

Правда, не все это пока осознали. И потому после того, как интервью появилось на сайте, о. Даниила засыпали недоуменными вопросами: может, это редакция чего-нибудь неправильно поняла в его словах? Нет, поспешил успокоить общественность о. Даниил: Лев Толстой – правда, полная бездарь. Даже с Дашковой его сравнивать нельзя.

Но чем же о. Даниилу не угодил именно Лев Толстой? Только ли гениально придуманной им миссионерской рифмой "Толстой – отстой"? Думаю, Толстого Сысоев не любит, прежде всего, за те суждения относительно религии и Церкви, которые Лев Николаевич высказывал в последние годы своей жизни. Мысли Льва Толстого относительно религии, надо признаться, действительно поверхностны и скучны. Но разве это делает автора "Войны и мира" или "Анны Карениной" бездарностью? О. Даниил думает именно так. Потому что он – ультраортодокс в формате РПЦ МП, считает себя хранителем "абсолютной истины" и рубит с плеча. Ну а щепки – пусть себе летят…

Очень жаль, что о. Даниил окончательно превратился в Железного дровосека. Неуклюжего и смешного. Хотя еще некоторое время назад он смотрелся не так уж и проигрышно на фоне остальной миссионерской публики.

Два года назад я присутствовал на заседании одной из многочисленных секций Рождественских образовательных чтений. Оно проходило в небольшой аудитории Института философии, что на Волхонке. Народу в аудиторию набилось много. Под предводительством Кирилла Фролова и Аркадия Малера обсуждали "глобальные стратегии миссионерства". Было душно. Не столько от повышенной концентрации углекислого газа, сколько от глобальных всемирно-исторических идей, которые вылетали из уст практически всех выступающих. "Православная империя", "враги России", "глобальный экспорт православия" (в придачу к нефти и газу)… Еще там выступал похожий на Николая II Алексей Добычин, рассказывавший, как он в Крыму лупцевал бандеровцев. Были граждане и с сайта "Правая.ру". Это потом Фролов с ними вдрызг разругается из-за недостаточной их лояльности к митрополиту (а теперь уже и Патриарху) Кириллу (Гундяеву). А тогда он еще им радостно подпевал.

Зато на о. Даниила Сысоева, одного из немногих адекватно выступивших, там недовольно шипели. Он указал собравшимся "православным имперцам", что те говорят совсем не о том. Надо проповедовать веру в Бога – а они проповедуют патриотизм. Христианину важнее всего собственная личная судьба после смерти – а им важнее стратегические перспективы России. В той духоте о. Даниил как бы приоткрыл форточку.

Прошло два года, Кирилл стал Патриархом, и о. Даниил окончательно прописался в потемкинской деревне "православного миссионерства", о котором стало так модно говорить с приходом нового Патриарха. Опасные синдромы наблюдались в его поведении задолго до сегодняшнего дня– но сейчас эти отдельные синдромы слились в хроническую болезнь. О. Даниил занял достойное место в рамках "православной гиперактивности", которую сейчас так упоенно имитируют "Кирилл и его команда".

На том памятном заседании о. Даниил говорил о необходимости проповеди среди зарубежных диаспор в России. Очень здравая идея. Обычно христиане едут проповедовать в отдаленные местности, сталкиваясь со многими трудностями. А сейчас "рыба сама плывет в невод" – в Россию прибывают миллионы выходцев с Кавказа и из Средней Азии. Проповедникам никуда ехать не надо: обращай – не хочу!

Но вот во что вылились те призывы о. Даниила? В вызывающие антиисламские книжки (вроде "Брака с мусульманином"). К исламу можно относиться настороженно, не сочувствовать ему, не приходить в восторг от усиления его роли в мире. Но вот когда ты собрался обращать мусульман, то начинать с явно оскорбительных выпадов в адрес ислама, с явно предвзятых свидетельств и передернутых цитат из Корана – сомнительный метод. Зачем это о. Даниилу? Некоторую скандальную известность он действительно получил, но много ли в итоге привел ко Христу "заблудших мусульманских душ"?

Еще о. Даниил открыл при своем приходе "школу уличного миссионера". Опять же, СМИ пошумели – как-так?! Теперь православные, как и протестанты, будут хватать прохожих за рукав на улице? Пошумели – и перестали. Ну не считать же прогулку по территории близлежащего рынка нескольких новоиспеченных "уличных миссионеров" прорывом в деле православной миссии? "Одна продавщица бросила свой ларек, подбежала, вручила 100 рублей и просила помолиться за нее. Остальные продавцы и покупатели на рынке были азиаты и на вопрос "Верите ли вы в Бога?" отвечали: "Нет, я мусульманин". Гора родила мышь. Много шуму из ничего.

Конечно, читатели могут спросить – а что сделал сам автор этого комментария? Сколько таджиков обратил? Вот о. Даниил хоть что-то пытается сделать – а остальные вообще только перед компьютером умеют сидеть. Но у меня почему-то создается стойкое впечатление: громкие (и, в общем-то, правильные) призывы о. Даниила давно превратились в саморекламу. О. Даниил подает себя в медийном пространстве в качестве православного активиста-ультраортодокса. Безусловно, известность это приносит, но, в конечном итоге, такая известность лишь дискредитирует всё то правильное, к чему он призывает.

Зачем провозглашать, как это делает о. Даниил, что православные – единственные, кто обладает абсолютной истиной, а все остальные сгорят в аду? Может быть, это и так, но высказывать это надо как-то совсем по-другому. В противном случае подобные призывы могут только оттолкнуть неискушенную публику. А человек, начинающий свою проповедь с уверений в том, что он обладает полнотой истины, ничего, кроме отторжения и насмешек, в современном обществе вызвать не может.

Ультраортодоксия о. Даниила давно превратилась в своего рода эпатаж. Можно пройтись голым по улице – прохожие будут оглядываться и тыкать пальцем. А можно утверждать, что Бог сотворил мир за шесть дней – и тогда люди тоже будут смеяться и тыкать пальцем. Это лишняя монетка в медийную копилку о. Даниила, но не вклад в православную миссию. И в обнаженной натуре нет ничего плохого, и в шести днях творения тоже ничего плохого нет – но всему свое место и время.

Может быть, о. Даниил просто не хочет идти на компромиссы? Что плохого в том, что человек высказывает свои убеждения, даже если они неприемлемы для подавляющего большинства? Но бескомпромиссность – в деле проповеди (а о. Даниил вроде бы занимается этим) – плохая, нехристианская позиция. Надо вспомнить о самом главном христианском миссионере – об апостоле Павле. А он говорил, что стал для всех – всем. С иудеями – иудей, с язычниками – язычник (1 Кор. 9:20-22). В итоге апостол Павел, компромиссов не боявшийся, обращал людей в христианство по всему Средиземноморью.

О. Даниил – конечно, ортодоксальнее апостола Павла. Он не хочет быть для "всех всем". Он хочет быть просто отцом Даниилом из великой и самой истинной РПЦ МП. Таким узнаваемым персонажем, пишущим антиисламские книжки и креационистские брошюры и ругающим "графомана Толстого". Он не заботится о том, как воспринимают его идеи. Главное – скандальчик. И чтобы в о. Даниила тыкали пальцами: ха-ха, смотрите, очередной "отжиг" православного попа.

О. Даниил – миссионер наоборот. Он хочет донести до людей не православие, а себя, свою персону. Это получается у него вполне успешно.

Шумных "миссионерских проектов" в эпоху Патриарха Кирилла мы увидим еще немало. Горы нарожают мышей. Железные дровосеки нарубят щепок. Телевизор покажет красивую картинку. А храмы так и будет посещать регулярно один процент российского населения. Если не меньше.

Александр Храмов,
для "Портала–Cred
o.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования