Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Папа приедет в мае. Кризис в отношениях между Израилем и Ватиканом, кажется, закончился


Несмотря на то, что после шумных и внеочередных израильских выборов прошел уже месяц, новое правительство в стране все еще не сформировано. Так что практически все внимание начинающих уставать местных наблюдателей приковано к бесконечным коалиционным переговорам между Нетаньяху и лидерами других партий. При этом многие важные события остаются в тени – например, закончившийся кризис в отношениях Израиля с Ватиканом.

Начало кризису положилo резкое заявление одного из высокопоставленных клириков Римской курии во время последней войны в секторе Газа. Вопреки пропагандистским усилиям палестинцев и их сторонников, западная общественность восприняла эту войну достаточно спокойно. Разумеется, без критики и обвинений в адрес Израиля не обошлось, однако, по либеральным стандартам, они были достаточно умеренными. На этом фоне заявление кардинала Ренато Мартино, которого называют порой правой рукой Бенедикта XVI, прозвучало резким диссонансом – говоря о ситуации в Газе во время войны, он назвал сектор "большим концентрационным лагерем".

Заявление кардинала вызвало резкий протест израильского МИДа, заявившего, что в Израиле "поражены и разочарованы тем, что слова высокопоставленного сановника католической Церкви так далеки от истины", и что высокопоставленный прелат опустился до "лексики пропагандистов ХАМАСа". Но дальше этого дело не пошло – видимо, в Израиле решили спустить эту историю на тормозах. Однако затем грянуло "дело епископа Уильямсона", о котором мы уже многократно писали. 21 января 2009 года Папа Бенедикт XVI принял решение о снятии отлучения с четырех епископов-лефевристов, среди которых оказался скандально известный епископ Ричард Уильямсон, известный как один из самых последовательных "отрицателей" Катастрофы (Холокоста): по словам епископа, в нацистских концентрационных лагерях погибли 200-300 тысяч евреев, а газовых камер и вовсе никогда не было.

Церковная "реабилитация" Уильямсона вызвала настоящую бурю в еврейском мире. Ватикан и самого Папу обвинили в "публичной поддержке скандальных высказываний", главный израильский раввинат заявил, что замораживает свои отношения с Римом, а еврейские организации - что Папа оскорбил память не только жертв Катастрофы, но и всех праведников народов мира, с риском для жизни спасавших евреев, и т.д., и т.п.

Как мы уже говорили, снятие отлучения с лефевристов было внутренним церковным делом, касающимся исключительно вопросов церковной дисциплины и папской власти. Никакого отношения к "отрицанию Катастрофы" эта история не имела. Вместе с тем, бурная реакция мирового еврейства в данном случае вполне понятна.

До Второй мировой войны антисемитизм был persona grata в общественной и политической жизни Старого Света. Фракции с более или менее радикальной антисемитской программой активно участвовали в парламентской жизни России, Австро-Венгрии и ее "наследников", Польши, Франции и едва ли ни большинства остальных европейских стран. И лишь после войны ситуация изменилась. Цивилизованный мир испытал шок, узнав о гитлеровском "окончательном решении". И в результате антисемитизм стал восприниматься как явление совершенно недопустимое. Более того – ужас от увиденного в Освенциме и Бухенвальде, безусловно, был одним из главных факторов, заставивших ООН проголосовать за создание в Палестине еврейского государства. Поэтому "отрицание Катастрофы" воспринимается современным еврейством угрозой как Израилю, так и диаспоре. А любые действия и заявления, которые можно истолковать как поддержку ревизионистов Холокоста, вызывают крайне болезненную реакцию.

Судя по всему, в Ватикане это поняли. А потому не только не стали протестовать против явного вмешательства во внутрицерковные дела, но и предприняли несколько шагов, однозначно свидетельствующих, что католическая Церковь не отрицает Катастрофу. Вскоре после снятия отлучения с лефевристов Бенедикт XVI выступил с радиообращением , приуроченным к Международному дню памяти жертв Катастрофы, в котором решительно осудил "безумную, расистскую идеологию", послужившую оправданием Холокоста. Кроме того, Папа потребовал от епископа Уильямсона официально отречься от своих прежних высказываний. В противном случае, заявили в Ватикане, епископ-лефеврист не сможет занимать никаких церковных постов.

Подчиняясь требованию Святого Престола, епископ Уильямсон публичнo извинился, заявив, что глубоко сожалеет о содеянном. Однако Ватикану простого извинения показалось недостаточно. Как сказал официальный представитель курии, епископ должен "публично раскаяться и признать ошибочность своей позиции". Еще дальше пошел папский нунций в Израиле Антонио Франко: выступая перед представителями института Яд Вашем, он заявил, что "тот, кто отрицает Катастрофу, не может считаться католиком"!

Судя по всему, в Израиле эти шаги сочли вполне достаточными. Так что 8 марта Папа Бенедикт XVI официально подтвердил, что в мае совершит паломничество в Святую Землю и проведет здесь целую неделю, с 8 по 15 мая. В начале скандала вокруг Уильямсона многие сомневались, состоится ли этот визит. Однако сейчас, похоже, кризис временно преодолен.

Все это, впрочем, не означает, что в отношениях между евреями и католической Церковью не осталось никаких нерешенных проблем. В еврейских кругах по-прежнему крайне болезненно реагируют на настойчивое стремление Ватикана канонизировать Пия ХII, бывшего Папой в годы Второй мировой – по мнению многих евреев, этот понтифик не предпринял достаточных усилий, чтобы остановить Катастрофу. И если Папа все-таки будет объявлен святым, с большой вероятностью это вызовет новый серьезный кризис.

Однако все это – дело будущего. Пока же Папа собирается прибыть в Святую Землю, чтобы помолиться там "о даровании единства и мира Ближнему Востоку ивсему человечеству".

Не знаю, будет ли услышана эта молитва. Однако с учетом современных политических реалий, лишней она, безусловно, не будет.

Евгений Левин,
Иерусалим,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования