Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Православный Халк. Епископ Пермский и Соликамский РПЦ МП Иринарх выступил против толерантности как страшной западной протестантской заразы


Умением быстро приходить в ярость, вступать в борьбу и беспощадно крушить все на своем пути обладают немногие, но некоторые епископы обладают. Епископ Пермский и Соликамский РПЦ МП Иринарх (Грезин) вполне в духе остановившегося российского времени выступил в своем открытом письме, впервые опубликованном на сайте "Интерфакс-религия" 11 февраля, против толерантности: "Родительскую общественность призываю в соответствии с российским законодательством требовать запрещения проведения уроков толерантности и других подобных им уроков без согласия родителей".

Столь парадоксальный на первый взгляд призыв (толерантность ведь – не что иное как терпимое и уважительное отношение к людям иных взглядов и образа жизни, к чему, как нас долго убеждали, призывают все "традиционные религии") епископ объясняет в своем обращении тем, что сегодня слово "толерантность" на самом деле означает "полную обреченность людей воспринимать без сопротивления во всех сферах общественной жизни все без исключения явления мира сего... включая всякую гадость, которые не соответствуют их нравственным и культурным представлениям и традициям".

Противоречивость архиерейского послания городу и миру (под городом в данном случае имеется в виду Пермь) не позволяет оценить его с религиоведческой точки зрения. Письмо – чисто идеологическое. Епископу будто доставляет удовольствие перечислять все пороки общества и ставить их в один ряд с толерантностью: "Предпринимается попытка привития нашему народу приемлемости порока. Истинная цель здесь состоит вовсе не в борьбе с экстремизмом, а в стремлении зарабатывать на людских пороках и слабостях через игровые клубы, автоматы и казино, через ночные клубы, порноиндустрию, наркоманию".

Однако и у архиереев есть своя логика. Епископ РПЦ МП нынче в "своем" регионе — фигура властная, бесконтрольная, его судят по его поступкам и особенно высказываниям, и принимают обычно все, что сказано и сделано, каким бы самодурством это ни отдавало. Раз епископа назначила Москва, раз он вхож в Кремль – значит, спорить с нем бесполезно и даже небезопасно. Такова психология отношения простых граждан и чиновников к архиерею, которая не изменилась, наверное, с дореволюционных синодальных времен — достаточно почитать Лескова.

Одни епископы известны своими проповедями и культурными акциями, а другие тем, что изображают духовную власть, стараются воспитать и приструнить российского чиновника. Таков и епископ Пермский и Соликамский Иринарх (Грезин).

Он известен в Пермском крае как требовательный и авторитарный человек. К примеру, епископ борется за помещения бывшего военного института, где раньше располагалась семинария, а также за то, чтобы часть помещений нынешние владельцы продали епархии со скидкой. В январе этого года Иринарх потребовал передать в собственность епархии здание Богоявленской церкви в Соликамске, в котором в настоящее время расположен Музей древнерусского искусства. При этом он резко раскритиковал местных руководителей. В начале года епископ Иринарх также "съел" специалиста краевой администрации Владимира Конева, который был переведен на другую работу, за то, что тот работал не только с православной епархией, но и с религиозными меньшинствами (на Пермской земле исторически много старообрядцев, например).

Впрочем, назвать меньшинством другие неправославные христианские церкви Перми язык не поворачивается. В Перми располагается крупнейшая протестантская пятидесятническая община Урала — Пермская епархия христиан веры евангельской (ХВЕ), или Церковь "Новый Завет", что крайне раздражает епископа Иринарха. Возглавляет эту церковь пятидесятнический епископ Эдуард Грабовенко, в самой общине более 3 тысяч человек постоянных прихожан — вряд ли в Перми наберется столько сознательных православных активистов.

С 2006 года епархия Московской патриархии выступала против Пермской епархии ХВЕ. По инициативе некоторых чиновников и под влиянием епископа Иринарха церковь "Новый Завет" хотели лишить здания в центре города, однако пятидесятникам удалось отстоять его, а это - огромный бывший Дворец культуры имени Ленина в центре Перми, полностью отремонтированный протестантами. В своем письме Иринарх прозрачно намекает на своих удачливых конкурентов: "Не следует только испытывать терпение народное и эксплуатировать его, что и пытаются предпринять некоторые западные модераторы и различные религиозные эмиссары".

Мало того, что протестантская церковь заняла прочное место в религиозной и общественной жизни города (в начале 2000-х годов церковь "Новый завет" даже поддерживала на выборах своего кандидата в мэры), так чиновники еще и не спешат отдавать епархии РПЦ МП собственность и храмы, предприниматели не спешат давать скидки и пожертвования, а предмет "Основы православной культуры" ни у кого не вызывает энтузиазма.

Раздражение, возможно, ярость ото всего происходящего вокруг и стала причиной открытого письма епископа Иринарха против толерантности. Отдавал ли себе отчет иерарх, что самой постановкой вопроса он подрывает официальную российскую идеологию противопоставления "традиционных конфессий", как проповедующих терпимость, "тоталитарным сектам", как разжигающим вражду? Возможно, это глубинное противоречие и наполнило послание Иринарха совершенно абсурдными рассуждениями — от "медицинского толкования" толерантности до представления о том, что будто бы протестантская культура навязывает терпимость к "любым проявлениям человека". Епископ даже утверждает, что "некоторые религиозные деятели призывают к терпению безнравственности, бездуховности, подрыву традиционных нравственных устоев народа и народной культуры". Кого епископ имеет в виду, но не может назвать? Не практикующих ли гомосексуалистов в рясах, чьи "подвиги" широко известные в Церкви и далеко за ее пределами? Иринарх пишет: "В учебниках школьников США данные о роли гомосексуалистов в истории и современном обществе показаны наравне с афроамериканцами и аборигенами". К кому епископ в данной ситуации проявляет меньше терпимости — к афроамериканцам или гомосексуалистам, — остается неизвестным. Наконец, епископ Иринарх противопоставляет толерантность свободе совести, которую все-таки надо соблюдать, но… без толерантности! Епископ делает явный намек для чиновников, указывая, что воспитание  в духе "западной толерантности" может повредить госбезопасности. А это ж теперь высшая ценность для любого православного!

Одно такое письмо — и епископу можно не заниматься церковным образованием, налаживанием связей с обществом, интеллигенцией и с другими христианами. Влияние главы епархии, его "государственническая" позиция прозвучали в его властном окрике. О последствиях можно не думать, а Патриарх Кирилл наверняка заметит и отметит. В настоящее время как раз освобождаются новые места в Москве, обсуждаются назначения архиереев на новые кафедры.

Громкая "патриотическая" общественная позиция созвучна идеологии Патриарха Кирилла, хотя так грубо и в такой брутальной форме он никогда бы не стал высказываться. Вместе с тем, другим своим приближенным (к примеру, отцу Всеволоду Чаплину) Кирилл всегда позволяет говорить более резко и радикально. В новой эпохе РПЦ МП Кирилла должны оттенять дремучие и неотесанные архиереи. Если при Патриархе Алексии все просто высказывались, как хотели, то при Патриархе Кирилле целенаправленно будут выделяться те, кто умеет хотя бы формально сделать епархию защитницей общественной нравственности и православной государственности.

У российского общества никакого выбора не остается, поскольку голосом этого общества чиновники и телевидение хотят считать, прежде всего, РПЦ МП. Остается толерантность и веротерпимость. Хотя, по мнению владыки Иринарха, русский народ "учить терпению не надо", но в то же время "неплохо бы другим поучиться великому терпению многонационального русского народа и преклонить колени перед ним". Уж не перед архиереями ли РПЦ МП советской и постсоветской формации должно склонить колени толерантное мировое сообщество?

Роман Лункин,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования