Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

“Уильямсон - лжец, а не еретик…”. Прессинг иудеев по отношению к Ватикану в связи с высказываниями епископа-традиционалиста не способствует межрелигиозному диалогу


Это событие, получив широкую общественную огласку, не могло не оказаться ключевым для мировой религиозной жизни. Речь идет о высказываниях католического епископа Ричарда Уильямсона по поводу "шоа" -­ трагедии еврейства во времена Второй мировой войны. Конечно, многие люди в мире думают и высказываются так же как его преосвященство, однако в устах служителя Церкви такие слова режут слух. Особенно, конечно, запомнился пассаж о том, что "антисемитизм плох, когда он идет против истины, однако если все это истина, как он может оказаться плохим?" Впрочем, больше всего поводов для размышлений икомментариев, на наш взгляд, дали не сами епископские пассажи, а реакция на них.

Итак, для начала немного новейшей истории. Ричард Уильямсон в 1988 году декретом Папы Иоанна Павла II был экскоммуникован (отлучен от Церкви) вместе с другими епископами только в силу факта поставления их в этот сан архиепископом Марселем Лефевром. Никаких иных антиканонических проступков, а тем более – отступления от доктрины католической веры, с его стороны и по его воле не было. Следующий событийный рубеж­ - 1 ноября 2008 года. В этот день по календарю Западной Церкви отмечается день всех святых, на который пришлась церемония рукоположения в диаконы семинариста из лефевристской семинарии Стена Сандмарка. Переход этого шведа из лютеранской Церкви в католическую в свое время вызвал скандал в религиозных кругах Швеции. И на церемонию рукоположения прибыла бригада одной из шведских телекомпаний для того, чтобы запечатлеть это событие. Тогда же шведский корреспондент (кстати, турок по национальности) и взял это скандальное интервью у епископа Уильямсона. Но вот показано оно по странному стечению обстоятельств было лишь 21 января, в тот самый день, когда Бенедикт XVI подписал декрет об отмене декрета 1988 года об экскоммуникации епископов-лефевристов. Предан гласности новый декрет был только 24 января.

Дальше начался прессинг раввинов и представителей международной иудейской общественности. Прессинг энергичный и агрессивный: иудеи ультимативно потребовали от Папы отозвать решение об отмене отлучения для Уильямсона и объявили о прекращении католическо-иудейского диалога. Такое поведение раввинов, кстати, не новость. Вспоминается, как после покаянных заявлений в отношении евреев, сказанных покойным Папой Иоанном Павлом II в Освенциме, с иудейской стороны последовала реакция наподобие ­"мало покаялся!".

В нынешней ситуации реакция Ватикана выглядит адекватно, но только в той ее части, где говорится о том, что высказывания лефевриста противоречат учению и курсу Церкви, и епископ Уильямсон должен отречься от своих слов. Однако в первых своих заявлениях официальный представитель Ватикана Федерико Ломбардии четко обозначил, что не следует увязывать высказывания Уильямсона с вопросом о снятии с него экскоммуникации. "Это его персональные взгляды, которые мы абсолютно не разделяем, однако происшедшее не имеет ничего общего с вопросом экскоммуникации этого епископа и решения об его отмене"­, - заявил Ломбардии в интервью компании APTelevisionNews. В схожем ключе высказались и многие католические клирики, указав на то, что поступок епископа не является таким, наказанием за который должна быть экскоммуникация. Например, священник Роберт Уистер из теологической школы университета Сетон-Холл заявил: "Отрицание Холокоста не является ересью, хотя это и ложь. Экскоммуникация с епископа Уильямсона может быть снята, поскольку он не еретик, хотя и остается лжецом".

Чуть позднее появился документ Государственного секретариата Святого Престола, объясняющий позицию понтифика по вопросу экскоммуникации, а в устных заявлениях иезуит Ломбардии дал понять, что в случае упорствования в своих утверждениях Уильямсон может быть экскоммуникован повторно.

Вся эта история, которая, скорее всего, получит некое продолжение, в настоящий момент приводит к двум выводам. Первый­: в сегодняшней ватиканской курии очевидно существуют две влиятельные фракции. Одна - традиционалистская, стремящаяся к интеграции лефевристов и других церковных консерваторов с мэйнстримом Церкви (неформальным главой этой фракции наблюдатели называют 79-летнего колумбийского кардинала Дарио Кастрильона Ойоса, исполнявшего, помимо прочих функций, в свое время также и обязанности духовника наркокороля Пабло Эскабара). Вторая - условно говоря, "либеральная", по крайней мере в том, что касается межрелигиозных отношений. Совершенно очевидно в последнее время, что с этой фракцией активно работают международные иудейские круги, стремящиеся установить более тесные и влиятельные отношения с католической Церковью, нежели другие религии, представители которых также ведут диалог с Римом. Результатом деятельности этой фракции стали прошлогоднее демонстративное крещение на Пасху понтификом мусульманина Магди Аллама, а также нынешняя шумиха вокруг епископа Уильямсона.

Второй вывод в значительной мере вытекает из первого. То, что иудеи хотят чего-то очень много от Ватикана, видно из того, с какой настойчивостью они выдвигают свои требования. При этом они провокативно переходят определенную грань, пытаясь извне указывать Церкви, какие решения она должна принять по сугубо внутриканоническим вопросам, являющимися предметом исключительной компетенции церковных властей. Возможно, сказывается разница менталитетов и религиозных культур, порождающая в данном случае элементарное недопонимание. Если отношение к "шоа" (Холокосту) для иудаизма наших дней является частью его религиозной практики и религиозного мышления, то для христианина-католика это серьезная проблема, прежде всего, морально-этического плана. Но она не является богословско-догматической, либо каноническо-правовой девиацией, за которую полагается наказание в форме отлучения. Поэтому в данной ситуации прессинг иудеев мало поспособствует диалогу между двумя вероучительными традициями. Как, впрочем, и пассажи Уильямсона.

Валерий Емельянов,

для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования