Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

"Зачистка" Святой Горы


 На полуострове Афон закрывается "Афон". Пусть разница между экзотическим центром туристической Греции и полумистической Меккой, пределом и целью устремлений православных и неправославных взыскателей "настоящего и истинного" духовного достояния, не видна на первый взгляд. Да и на второй она не очень-то видна.

Первый взгляд – обывательский, и высокие мистические восторги ему не то, чтобы совсем чужды, но не очень ясны. Первым взглядом смотрит на Афон "православный (или не очень православный) паломник", приобретший в православном (или не очень) бизнес-центре круиз "на Святую Гору Афон с заездом в ресторан". Второй взгляд – взгляд политиков, вершителей судеб и их идеологической обслуги – журналистов, пиарщиков, общественных деятелей. Второй взгляд на Афон имеет одну особенность – он исходит из ценностей и приоритетов "социальной религии" – псевдорелигиозного феномена, главным компонентом которого являются социальные ценности – права человека, равенство перед законом и политическая корректность. Только на третий взгляд – взгляд мыслителя, искателя и слушателя - разница между образом Афона и его духовным наполнением будет существенна вплоть до забвения первого.

Афон был в древнерусской культуре своеобразной Меккой христиан, местом, куда устремлялись помыслы подвизающихся иноков, куда устремляли стопы Антоний Печерский, откуда приехал на Русь страдалец Максим Грек и праведный Паисий Величковский. Знаковый для времени смуты и гонений ХХ в. спор об Имени Божием также приобрел в России особенное звучание, ибо иноки-имяславцы подвизались на самом Афоне. Именно в те годы был опробован греческими властями метод разрешения догматических споров при помощи греческой полиции. Монахов, исповедовавших учение, показавшееся Святейшему Синоду "неправославным", чересчур забирающим в зилотство, просто вышвырнули с Афона, погрузили на пароход и свезли подальше от Святой Горы.

Политики, предоставившие нынешнему патриарху Варфоломею бригаду архаровцев, отнюдь не относятся к поклонникам нынешнего Папы Римского Иоанна Павла II, из-за лобзаний и сослужений с которым монахи-зилоты Эсфигменского монастыря прекратили поминать патриарха в молитвах. Совсем наоборот – среди политиков-греков принято ворчать и на "паппизмос" (папство), и на Запад, предавший некогда Византию в руки турок. Впрочем, греческие властители (как и все властители в принципе) используют двойную демагогию. Одну, "национально-ориентированную" (типа "наше византийское прошлое"), – для внутреннего употребления, а другую (либеральную) – для Совета Европы. Да только хватит ли такого двурушного жеманства надолго? Греция все же – не Россия. Это в России можно быть национал-радикалом, жечь портреты казахстанского президента перед посольством, а через каких-то три года уже облечься саном представителя России в Европарламенте. В Греции все несколько более умеренно, и тот факт, что правительство помогает одной конфессии (пусть и главенствующей) вышвырнуть со Святой Горы другую (пусть и миноритарную), пахнет самым дурным скандалом. Это уже почувствовали западные газеты – тема притеснений эсфигменских иноков стала одной из самых популярных в изданиях, как нельзя более далеких от религиозной тематики. Если в России теория "русского пути", независимого от остального западного мира с его мерзким либерализмом, начинает становиться привычным официозом, то Греции до этого еще далековато, и плевать на Европу, находясь в ней, не очень-то получается. Права религиозных меньшинств в Греции мало кто может гарантировать – да они и привыкли без гарантий, так, вроде, и спокойнее. Никто тебе не должен – ну и ты, стало быть, никому… Но в Евросоюзе привыкли смотреть на дело несколько иначе: раз у вас "еврозона" – пустите на ваш Афон наших женщин и оставьте в покое монахов. Такая вот правовая коллизия.

А мыслители-ревнители как же? Им-то должно быть жалко смотреть на превращение Афона в туристический центр? Ведь еще недавно и "Русь Православная" и "Русский Вестник" обличали "масон-патриарха", сочувствовали инокам Эсфигмена, даже движение особое со своим издательством создали – "Русский Эсфигмен"… Но, видимо, это все в прошлом. Ныне – времена иные: все поняли, что "хороший" - это тот, кто "патриарха поминает". А кто не поминает – того самого поминай как звали. И убеждения тут не причем. Верь ты хоть в Ярилу с Велесом или в "гений великого нашего народа", но изволь поминать.

Православные патриоты в России, составляющие "консервативную оппозицию" в РПЦ МП, увлечены сейчас более "интересными" вопросами, чем набившее оскомину "обличению экуменизма". Все громче заявляет о себе движение за канонизацию самых спорных персонажей русской истории - Ивана Грозного, Никона, Распутина, Жукова со Сталиным. Канонизация все меньше воспринимается как акт "различения духов" и все больше - как скандальная демонстрация "национальной идентичности". И чем скандальней может получиться демонстрация, тем активнее за нее будут "бороться".

Нужен ли в такой ситуации какой-то там Эсфигмен с его туманными обличениями патриарха Варфоломея? Нашли бы лучше себе в византийском прошлом какого-нибудь Ивана Грозного или Распутина и боролись бы за его прославление...

Так что, видимо, не нужны русским ревнителям туманные греческие ревнители из Эсфигменского монастыря. И то, что в прошлое уходит мистический, монашеский Афон, твердыня благочестия, оплот стоящих в правде старцев-молитвенников – не так уж и важно. Одним ревнителем больше, одним меньше. Был когда-то на Афоне и "русский старец" – Рафаил (Берестов), обличал экуменизм, патриарха… И где он теперь? Уж точно не на Афоне… Так что стоять за истину нынче не очень удобно на Афоне. И у истинно-православных (самоназвание греков-старостильников, к которым принадлежит и эсфигменская братия) земля уже тлеет под ногами. С выдворением иноков-зилотов еще один знак прежнего христианского мира превратится в легенду. Благочестивую и славную – но легенду.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования