Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Как нас делают "автокефалистами". Поймут ли украинские автокефалисты, что сейчас для окончательного успеха автокефального дела нужен как раз не украинский, а "кремлевский" Патриарх в Москве?


Чем бы ни завершился предвыборный процесс в РПЦ МП, уже точно ясно одно – эта кампания войдет в историю как исключительно яркий и масштабный бенефис диакона Андрея Кураева. Шокирующие публику все новые и новые разоблачительные опусы, превращающие РПЦ МП в какой-то сплошной частокол криминала, вылетают из-под пера диакона-писателя словно горячие пирожки. Слишком уж нарочито, независимо от ее содержания, выглядит такая необычайная, неправдоподобная активность по неугомонной агитации за всем известного кандидата. Но попытаемся все-таки поверить, что она - всего лишь веление сердца. Что называется, "накипело". Именно так объясняет свои действия сам "герой дня".

Однако налицо уж слишком явная тенденциозность – все "вольные мысли" Андрея Кураева ложатся во вполне определенное русло. Как ни поверни, а все выходит, что нужен нам в Патриархах митрополит Кирилл (Гундяев), и только митрополит Кирилл.

Диакон Кураев, конечно, велик и в гневе своем, и в черном пиаре. Но как-то само собой возникает подозрение: а столь уж спонтанны и самодеятельны продвигаемые нашим миссионером постулаты, и не являются ли они неким идеологическим фундаментом все того же претендента на патриарший престол? Если это хотя бы в какой-то мере так, то можно уже сейчас обнаружить зерна будущей политики возможного Патриарха, если, конечно, им будет митрополит Кирилл.

Из того, что написал и сказал на эту тему Андрей Кураев, а в особенности из его последнего опуса "Патриарху надлежит быть... молитвенником?" мы уже поняли, что нам нужен не столько молитвенник или даже совсем не молитвенник, но ловкий менеджер, биржевой игрок, политик и администратор. В общем-то, все банально – РПЦ МП нуждается в Патриархе "внешних сношений", а потому им, естественно, должен стать глава ведомства, специализирующегося на этих самых "сношениях".

Это главная идея, но у нее есть нюансы. В частности, просматриваются перспективы решения некоторых наболевших вопросов церковной жизни. В данном случае имеются в виду перспективы автокефалии украинской, а заодно, быть может, и белорусской.

Уж, кажется, кто-кто, а диакон "всея Руси" показал себя самоотверженным борцом против автокефалии, организовывая и возглавляя в запале этой борьбы крестовые рок-походы по городам и весям Украины. Но мало ли что... Раньше он и почившего Патриарха вроде бы безоговорочно почитал, а вот ведь обнаружилось вдруг, что РПЦ МП после него в таком состоянии, что только антикризисного менеджера вызывай. Да и, оказывается, какую-то там порочную бюрократическую практику ушедший Патриарх завел... Так что уже давно пора не удивляться головокружительным вывертам нашего главного диакона. Давайте лучше вчитаемся в такие слова из упомянутой выше статьи Андрея Кураева: "Так в чем же долг именно патриарха? Это должен быть, прежде всего, политик и администратор. Он – тот, кому Церковь поручила представлять ее в диалоге со светской властью. Он – епископ столичного города. И только в этом его отличие от других епископов. Ему легче выходить на высшие государственные власти для отстаивания общецерковных интересов и для помощи региональным епископам в решении их локальных проблем. <…> Никакого особого таинства патриаршества нет. Обычный епископ в не совсем обычном городе – в столице. Что, от Москвы до Неба ближе, чем от Владивостока? Нет, конечно. Но от кабинета московского епископа ближе до кабинета всероссийского царя или президента. И вот в силу этой близости вся Церковь, все другие епископы обращаются к своему столичному коллеге с тем, чтобы он не "вымолил" их, а помог отстоять интересы Церкви (в том числе провинциальных епархий) в коридорах дворцовой власти".

Пусть так – Патриарх нужен именно как приближенный к царскому престолу ходатай, но почему именно к российскому престолу? Создается ощущение, что Кураев как-то "забыл" о том, что территория Московской патриархии простирается, по крайней мере, на три сравнительно независимых государства, где ведущей конфессией является православие. Надо сказать, что такая "забывчивость" все более и более проявляется в словах и действиях ведущих иерархов РПЦ МП, а особенно митрополита Кирилла. Теперь в словах Кураева мы слышим обоснование этой идеологии, в центре которой курс на сближение и "взаимопонимание" с государством, и далеко не только лишь в отстаивании церковных интересов. Перспективы такого сугубого сотрудничества, за которое ратует и митрополит Кирилл, и диакон Кураев, реальны только в том случае, если церковную и светскую власти будет спаивать однозначно общий интерес. Или, иначе говоря, когда Русская Православная Церковь Московского патриархата, балансирующая на трех стульях, не усядется твердо и однозначно на одном комфортном кресле – станет не столько русской, сколько сугубо российской Церковью, клерикальной структурой при государстве Российская Федерация.

В каком-то смысле это органичный процесс. Потребность в автокефалии всегда и возникала для того, чтобы Церковь была своей для государства. Вот такая автокефалия нужна сейчас РПЦ МП. По крайней мере, в видах кирилловской партии.

Похоже, что РПЦ МП, рожденная в СССР, имеет все шансы разделить судьбу последнего. Ведь "могильщиком" Советского Союза оказались вовсе не "младшие братья", а Российская Федерация, сама метрополия и ядро советской империи. Просто новой России понадобилась своя власть и свой президент. Другие государства бывшего СССР получили свою независимость уже как следствие независимости России, как подарок судьбы, не всегда даже особенно чаемый. Если Украина все же хоть как-то выказывала стремление к независимости, то в Беларуси далеко не все оказались готовы принять такой подарок. Но пришлось.

Точно по такому же плану могут развиваться события и в церковной политике. Сейчас российской части РПЦ МП, ранее безусловно стоявшей на страже "единства русской Церкви", неожиданно для нее самой может понадобиться своя собственная автокефалия, а потом уже, как следствие, решится сам собой и вопрос единства Украинской Церкви.Автокефалия будет в буквальном смысле "дарована", как это и требуется по канонам. Разумеется, свалится такой подарок и на Белорусскую Церковь, хочет она того или нет.

Попутно хочется заметить, что такие перспективы весьма выгодны и в чисто тактическом плане – они увеличивают шансы митрополита Кирилла в будущих выборах на Соборе, где около трети делегатов будут из Украины, и настроены они пока голосовать за своего предстоятеля митрополита Владимира. Но среди них, как известно, немало явных и тайных сторонников автокефалии. Поймут ли они, что им сейчас для успеха своего дела нужен как раз не украинский, а кремлевский Патриарх в Москве? Такой, как митрополит Кирилл. Вместе со своим верным оруженосцем Андреем Кураевым.

Людмила Суходольская,
для "Портала-Credo.Ru
"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования