Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Визит Патриарха Антиохийского в Москву и "ближневосточный контекст"


Нынешний визит в Москву Патриарха Антиохийского Игнатия IV (Хазима), главы одной из наиболее известных православных юрисдикций, Антиохийской Православной Церкви, проходит на фоне сложных процессов как внутри православного сообщества, так и вообще в мире. Некоторые аналитики полагают, что нынешний визит как-то связан с желанием арабских христиан на Ближнем Востоке усилить роль РПЦ МП в ближневосточной политике. Тут необходимо несколько уточнить предмет разговора.

Антиохийская Православная Церковь, первоиерарх которой завершает свой визит в Москву, представляет собой достаточно типичное явление в сложной мозаике мира. Ее центр находится в Дамаске, ближневосточная паства – в полукоммунистической асадовской Сирии и пребывающем в состоянии гражданской войны Ливане. Но главная паства антиохийской Церкви - далеко за пределами Ближнего Востока: в США, Канаде и Австралии. Когда-то основу ее приходов на этих далеко не восточных землях составляли быстро американизировавшиеся (или австрализировавшиеся) арабские эмигранты. Однако теперь до 85 % прихожан антиохийской юрисдикции в США – это англоязычные "конверты" (т.е. новообратившиеся) из разных народов, составивших этническую картину этой страны: англосаксы, ирландцы, голландцы, немцы, евреи и другие. Отношения у американского автономного филиала АПЦ с другими православными Церквами в США и Канаде самые разные – от мирных (например с ПЦА) до не очень (с Константинопольским ахидиоцезом или с РПЦЗ).

За что же любит простой американский парень "арабскую Церковь"? Самое интересное, что любит он ее за чрезвычайный и безбрежный либерализм. АПЦ – авангард мирового экуменизма. В церквах АПЦ служат священники, которые были по два раза женаты (что, например, невозможно для Русской Церкви); когда к ним переходят протестанты, крещенные в одно погружение, то их не крестят по-православному в три погружения, а принимают просто, без излишних церемоний. От своих чад АПЦ не требует ни строгих постов, ни строгого поведения.

В области вероучения тон задает сама патриархия в Дамаске. Там уже давно преодолели "церковную схизму" между православными и католиками. В Антиохийской Церкви установлено полное общение (совместное причащение) с католической Церковью. Основой для этого общения служит т.н. "Баламандский протокол", подписанный в 1990 г. в духовной Академии в Баламанде (Ливан) представителями католической Церкви на Ближнем Востоке и депутатами Константинопольского, Московского и других патриархатов. И ныне католики могут свободно "приобщаться" в церквах АПЦ, если у них будет желание. Епископ Филиппопольсикй Нифон (Сайкали) охотно причащает католиков в московском Антиохийском подворье.

Однако, если мы сравним это либеральное отношение к межконфессиональным контактам в Антиохии со строгостью беспримерной, с какой российские власти обращаются с "папежами и люторами", то контраст будет весьм очевиден…

Но вот мы узнаем, что недавно Патриарх Игнатий заявил, что он "с глубокой озабоченностью воспринял недавнее решение Ватикана об учреждении католических епархий и создании единой "церковной провинции" на канонической территории Русской Православной Церкви". Патриарх заявил, что осуждает эти действия, считая их серьезным препятствием к конструктивному диалогу между Католической и Православной Церквами, и намерен заявить об этом своему сомолитвеннику и сослужителю Папе Иоанну Павлу II. В чем же причина столь резкого поворота Патриарха? Надо вспомнить историю Руси: как некогда бедные и нуждающиеся восточные Патриархи ездили за средствами "покормитися на Москву", так и теперь Патриарх Антиохийский едет в Москву в надежде найти радушный прием у властей страны, в которой, кажется, Православие становится государственным приоритетом. И он не обманывается в своих надеждах: продолжительной беседы его удостоивает сам президент Путин. 

Надежды на участие России в процессе мирного арабо-израильского урегулирования питают многие арабские православные. Однако Россия не спешит однозначно встать на сторону арабов – уж больно деликатное это дело – Восток. Надежда на участие РПЦ МП в этом процессе, которую высказывают иногда аналитики, – вряд ли реалистична. Некогда, во времена дореволюционные, главенствующая Российская Церковь имела большой авторитет на Палестинских землях: она содержала школы для арабских детей, приюты, больницы, организовывала сборы средств и т.д. Но ныне времена уже другие: представители РПЦ МП в Палестине, в основном, занимаются обслуживанием туристического предприятия для паломников и борьбой с "зарубежниками". Конечно, в самой Палестинской автономии Арафат, когда-то бывший фигурой номер один, хорошо относится к Русской Православной Церкви. Он послал полицейских и помог ей отобрать у Русской Зарубежной Церкви участки в Хевроне и Иерихоне. Но ни Арафат, ни Патриарх Игнатий, ни даже Патриарх Алексий не смогут радикально повлиять на ситуацию вокруг арабо-израильской конфронтации, пока в дело не вмешаются большие политики на уровне РФ-ЕС-США. А на этом уровне церковная политика пока не делается...


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования