Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Осторожно, религия! – Осторожно, культура!


Разгром 18 января, в Крещенский сочельник, скандальной московской выставки "Осторожно, религия!" показал, насколько неравнодушно могут относиться некоторые наши сограждане к вопросам "мировоззренческой полемики". Казалось бы, эпоха "второго Крещения Руси" и "нового обретения веры" давно сменилась в России периодом духовного застоя и потребительского индефферентизма. Но нет: православная вера еще способна вдохновить кого-то на "действие", вплоть до криминального.

Скорее всего, погромщики были православными неофитами, потому что неофитам вообще свойственно выражать свои взгляды было четко и системно, без всякой там "икономии", на которую так любят ссылаться уже "сформировавшиеся", "зрелые" верующие. Косвенным подтверждением этой версии могут служить и возраст нападавших – от 20 до 40 лет, и использование ими современных технических средств (баллончиков с краской), и их наивность, которая позволила пожилой смотрительнице музея обхитрить погромщиков и просто запереть их в зале, до приезда милиции. Вместе с тем, эти неофиты наверняка взяли благословение на "исповедничество" у своих духовных отцов, посему и реакция на случившееся со стороны священноначалия была оперативной и однозначной.

Официальная позиция РПЦ МП, озвученная сначала митрополитом Кириллом (Гундяевым), а потом и его подчиненными из ОВЦС, такова: выставка была провокацией, поэтому погром вполне закономерен, но Церковь, конечно, не оправдывает насилия. В общем, при некотором осуждении методов борьбы, священноначалие приветствует саму борьбу и разделяет чувства православных христиан, которые не смогли равнодушно взирать на надругательство над святынями. Удивительно только, что ни одна из православных общественных организаций, известных своими радикальными призывами, пока не взяла на себя ответственность за погром. При сочувственном, в целом, отношении священноначалия это позволило бы такой организации укрепить свое положение в церковно-общественной среде.

Вопрос о том, кто надругался над святынями, будут теперь решать правоохранительные органы. Судя по всему, им понятнее позиция священноначалия, нежели антиклерикальных художников. Во всяком случае, мера пресечения к погромщикам применена весьма мягкая – все они отпущены под подписку о невыезде. Несмотря на то, что ущерб музею (выставка проходила в Центре имени Сахарова) и, особенно, художникам был нанесен существенный. Если в ходе предварительного расследования с привлечением церковных и околоцерковных экспертов выяснится, что экспонаты выставки оскорбляли религиозные чувства верующих и разжигали межконфессиональную рознь, то дело может вообще не дойти до суда, а художникам-вольнодумцам впредь придется учитывать, что живут и работают они в православной стране. А если не нравится, подскажут им православные ревнители, то можно последовать примеру другого вольного художника – Авдея Тер-Оганяна, - разрубавшего на одной выставке православные иконы, и ныне скрывающегося от российского правосудия в Чехии. Кстати, в связи со всем этим, неплохо было бы подумать руководству РПЦ МП о том, чтобы подписывать договора о взаимодействии не только с органами законодательной и исполнительной власти, но и с властью судебной. Почему судьи не должны ориентироваться в своей деятельности на духовно-нравственные ценности Православия и почему они не могут подвергаться пастырскому попечению?

…Религия всегда будет оставаться привлекательной сферой для культурного андеграунда. С социологической точки зрения, они очень близки – жизнь религиозного сообщества, как и жизнь культурного андеграунда, протекает в современном мире в стороне от общественного "мэйнстрима" - и то, и другое является своеобразным уходом от общества, часто в знак протеста, которого это общество очень даже заслуживает. Попытки церковного священноначалия "социализировать" религиозную жизнь путем "огосударствления" Церкви бывают отчасти успешными, но стратегически обречены на провал в секулярном мире. В общем, с осторожностью надо относиться не только современной культуре к современной религии, но и современной религии – к современной культуре.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования