Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Иордань, свечки и шашлык как барометр социализации религии в России


Приближающийся христианский праздник Богоявления, называемый также Просвещением (Φωτισμός), уже в древнехристианской традиции связан с воспоминанием того, как Иисус Христос пришел к реке Иордан для того, чтобы креститься от Иоанна Крестителя. В этот день христиане по традиции освящают воду, и в этом таинстве водоосвящения освящается все "естество водное".

Связь Бога с водной стихией – довольно сложная богословская тема. Святой Ипполит Римский писал об этом во II в. так: "Значение воды… в том, что Сам Творец всех вещей - Христос нисшел, как дождь (Ос. 6, 3), познан был, как источник (Ин. 4, 14), распространился, как река (Ин. 7, 38), и крестился во Иордане. Ибо Иисус, придя к Иоанну, крестился от него во Иордане (Мф. 3, 13), – чудное дело! Бесконечная Река, веселящая град Божий (Пс. 45, 5), омывается немногою водою. Необъятный Источник, точащий жизнь для всех людей, Источник, не имеющий пределов, покрывается скудными, скоро иссякающими водами. Тот, Который везде присутствует и все наполняет, Тот, который непостижим для Ангелов и невидим для людей, грядет ко Крещению по собственному благому изволению. Слыша это, возлюбленный, ты не просто понимай сказанное, но созерцай здесь тайну нашего спасения. По этой причине и от естества водного не скрылось то, что Господь по Своему человеколюбивому снисхождению совершал втайне: ибо "видели Тебя воды и убоялись" (Пс. 76, 17). Они едва не выступили, и не побежали от берегов своих. Поэтому Пророк, еще задолго созерцая это событие, вопрошает: "Что с тобою, море, что ты побежало, и (с тобою), Иордан, что ты обратился назад?" (Пс. 113, 5). Воды отвечают: "Мы увидели Творца всех вещей в образе раба, и не понимая этого таинственного домостроительства, подвиглись от страха". В богослужебных текстах говорится о том, что воды "убояшася" Бога.

Главными лицами евангельского повествования являются Иоанн Предтеча Господень, который "трепеща" соглашается крестить Того, Кого скорое пришествие он возвещал, и Сам Крещаемый – Христос.

И тут можно вспомнить, что когда сановники и начальники тех времен пришли к Предтече "постоять со свечкой" и "креститься для здоровья", он ответил им страшными словами: "Рождение ехиднова, кто сказа вaм бежaти от бyдущаго гнева; сотворите убо плод достоин – покаяние. И не начинaйте глаголати в себе: отцa имамы Авраaма. глаголю бо вaм, яко может Бог от кaмение сего воздвигнути чада Авраaму. Ужe бо и секира при корени дрeва лежит: всяко убо дрeво, еже не творит плодa добрa, посекaемо бывaет и во огнь вметaемо. Аз убо крещaю вы водою в покаяние: грядый же по мне креплий мене есть, емyже несмь достоинъ сапоги понести, той вы крестит Духом Святым". Эти слова через библейских саддукеев и фарисеев обращены ко всем, приходящим к Тайнам Божиим без должного трепета и без плода покаяния. Сама апелляция к "преданиям отцов" (отца имеем Авраама) отвергается с ходу.

На Руси Крещение было принято праздновать широко, с "творением иордани", с освящением всей скотины, домов и имущества. И предки современных россиян погружались со страхом и трепетом, подобно Иоанну Крестителю, в ледяную "иордань", вспоминая, что и сам Спас таинственно связан с "водным естеством". То правда, что христианство замещало древнерусские дохристианские верования, и до сих пор на Крещение в севернорусских селах ставят угощение "хозяину" (лешему), но в целом крещение было для русских "нормальным" богослужебным праздником.

Но времена изменились, на смену "древлему благочестию" пришли разные новины, модернизация нравов, а в конце концов и полное расцерковление. Альфред Вебер, размышляя о будущем и настоящем религии, изобрел термин "Sozialreligion" (социальная религия). Именно эту религию и исповедует современное общество и его авангард – политический шоу-истэблишмент. Так, новостные агентства сообщают , что члены парламентской фракции СПС намерены отметить праздник Крещения купанием в проруби [обратим внимание на спортивно-оздоровительный термин!]. После купания в проруби планируется катание на коньках и традиционный шашлык. А вот еще: "На "Сибирской Иордани" оборудованы специальные купальни и палатки с обогревом – для переодевания". Иначе говоря, Богоявлению уготована - в рамках социальной религии, которую все более принимает чающее духовного возрождения общество "иванов с родством" [не авраамовым ли?] и благословляют официальные "блюстители духовности", - роль некоего народного фестиваля, буйного празднества, вроде масленицы.

Почему бы не искупаться в холодной проруби и не "согреться" затем коньячком? А после отправиться в баньку с увеселениями? Там, правда, еще какие-то молебствия положены… Но они же предназначены для жрецов, для замкнутой касты, в которую простому человеку попасть трудно, да и стоит ли?

На недавно прошедшем "Русском Народном Соборе" (само словосочетание это в постсоветском языке наводит на воспоминания о ряженых в концертно-фольклорные костюмы солистах Союзконцерта) со скандальными словами к "соборянам" обратился вездесущий Владимир Жириновский. Лидер ЛДПР громко посетовал на то, что в сегодняшней России не осталось ни "настоящих священников", ни "настоящих коммунистов". Остались, видимо, только либерал-демократы, самые настоящие. К этим словам можно добавить и праздники. Настоящих (то есть соответствующих обликом и формой своему богословскому содержанию) – не осталось. Зато появились новые – "крещенское купание в проруби с шашлыками и свечами". С новым счастьем, господа!

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования