Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Взрыв Диомида. Беспрецедентным решением Архиерейский Собор РПЦ МП создал столь же беспрецедентную церковно-политическую коллизию, развитие которой малопредсказуемо


Сначала они требовали канонизации Царя, потом – отказа от ИНН, теперь сражаются с экуменизмом… Они называют себя "народом церковным", и хотя у них нет единого административного центра, хорошего и стабильного финансирования, опоры на государственную власть, хотя открыто поддержать их решается лишь незначительная часть духовенства РПЦ МП, их объединяет единая система ценностей, отточенная в четкие требования к иерархии. Впервые в новейшей истории России выразителем этих требований, их персонификацией, решился стать действующий епископ официальной Церкви – решился, прекрасно зная, что жесткая корпоративная система, именуемая "епископатом", немедленно исторгнет из своей среди инородное тело, как только обнаружится его инородность. Зато "народ церковный", так нуждающийся в герое и вожде, непременно сплотится вокруг имени этого "героя духа" и "страдальца за правду", вознесет это имя до таких высот, которые недоступны даже самому высокому официальному священноначальнику.

Да, у крупнейшей религиозной организации России есть два лица, очень не похожих друг на друга. Если б не известные коллизии российской истории, едва ли две столь разнородных стихии смогли бы сосуществовать в рамках одной административной структуры. Официальной церковной жизнью в РПЦ МП живет лишь иерархия, плюс тонкая прослойка церковного истеблишмента, связанная с этой иерархией общими экономическими интересами, часть "еще не сориентировавшихся" неофитов и да группа циников-карьеристов, стремящихся заработать "на Церкви". Остальная масса воцерковленных мирян, с разной степенью активности и при разной поддержке со стороны тех или иных представителей духовенства, составляет в сущности оппозиционный иерархии, тот самый "народ церковный", который живет совсем другой жизнью, нежели иерархия, и словно бы в другом пространстве, которое почти не пересекается с пространством церковного официоза. Видимым знаком этого является настойчивое недопущение "народа церковного" до реальных рычагов церковной власти, даже на самом низовом уровне. Казалось бы, "народ церковный" уже и свыкся с этим бесправным положением, уже смирился, прижился к своему состоянию "глухой оппозиции", ни на что, кроме крестных ходов да молебнов у поклонных крестов, в Церкви не претендуя. Убеждая себя непререкаемым авторитетом духоносных старцев, этот народ вроде бы решил терпеть все и до конца, лишь бы "не уходить в раскол". Болезненный внутренний компромисс церковной жизни РПЦ МП стал ее естественным состоянием, которое, казалось, может длиться десятилетиями.

Но это только казалось. Объективные интересы, ценности, мотивации патриархийного истеблишмента и "народа церковного" были настолько разными, порой – противоположными, что на административном теле РПЦ МП развивался гнойник, который, как и всякий гнойник, должен был рано или поздно вскрыться. И естественное, плавное течение событий удивительным образом ускорила, придала ему внезапный динамизм нетерпеливость всего лишь нескольких высших церковных администраторов, у которых, по-видимому, просто сдали нервы. Ведь приняв 27 июня поспешное, внутренне противоречивое (епископ одновременно извергается из сана и призывается к покаянию, после которого может быть вновь назначен на кафедру), внесудебное и очевидно не согласное с церковными канонами решение по "делу епископа Диомида", руководство РПЦ МП не только привлекло к своим проблемам всеобщее внимание общества, но и создало своими руками героя, исповедника, более того – "духовного Патриарха России". "Народ церковный", так долго ходивший со своими хоругвями, иконами и плакатами как блуждающее стадо овец без пастыря, наконец обрел вождя, получил в лице епископа Диомида высший духовный авторитет, священный омофор – при чем уже и не так важно, как к этому отнесется сам епископ Диомид и окажется ли он готов к новому, столь высокому, служению.

Поначалу, когда 19 января прошлого года, без всяких видимых причин, епископ Диомид и клирики его епархии выступили с четкой программой консервативного церковного мировоззрения, сведя в один текст все самые популярные требования и лозунги "народа церковного", казалось, что это "проект" самой Московской патриархии. Раздались в среде "народа церковного" недоверчивые голоса – а не попытка ли это взять наше движение под контроль иерархии, как в свое время пытались его контролировать через Союзы православных братств или хоругвеносцев? Теперь, кажется, последние сомнения развеяны: "проект "Диомид", который мог бы стать тонкой программой по дискредитации консервативной церковной оппозиции, не имеет никакого отношения ни к Чистому переулку, ни к Данилову монастырю, ни даже к диакону Андрею Кураеву.

Незадачливые "пиар-менеджеры" нынешнего Архиерейского Собора объявили, что "проект "Диомид" закрыт. На самом деле, именно как особый "проект" он только открывается неаккуратным решением об извержении Чукотского епископа. Ведь раньше все это, так или иначе, было лишь "внутренним делом" Московской патриархии – дискуссия с Диомидом и его последователями шла в ее "каноническом поле" и, соответственно, под ее контролем. Сейчас белоснежный корабль под именем "Диомид", над которым гордо реют двуглавый орел и священный транспарант "Экуменизму – анафема!", величественно отшвартовывается от тихой и труднодоступной полярной гавани Анадырь и отправляется в свое всероссийское плавание. На Руси стартует невиданный ранее впечатляющий крестный ход, во главе которого смиренно шествует не самозванец, не ставленник КГБ, не отпрыск новой русской номенклатуры, а подлинно народный, "неправедно гонимый духовный Патриарх". Всего несколько дней назад это было еще невозможно – Диомид, со всеми оговорками, оставался частью "системы". Теперь он свободен, "Истина сделала его свободным", ибо он говорил не от себя, не свои корыстные цели преследовал, он говорил от Истины… Вольно и торжественно поплывет море "диомидовских" хоругвей по всей "канонической территории" РПЦ МП, не забудет заглянуть и в самые заветные ее закуточки – в еще не утвердившиеся в своей верности Московской патриархии приходы РПЦЗ, в зилотские монастыри, где подвизаются святые старцы, не благословляющие своим духовным чадам принимать ИНН и новые паспорта, в "канонически нестабильную" Украину, которая уже выскользает из рук московского священноначалия… Много куда он заглянет, велика Русь православная!

В образе "духовного Патриарха" (опять же, повторимся, независимо от того, как к этому относится сам Диомид и насколько он реально этому образу соответствует) воплощаются самые сокровенные черты русского благочестия – его истовость и бескомпромиссность, его максимализм и стремление к подвигу, отчуждение от холеной касты привилегированных иерархов и чиновников в черных лимузинах – и его вековечная мечта о "народной воле"… Да, русскому православному народу не хватало именно такого символа – "Духовного Патриарха", без всяких формальных регалий, без связей, без денег, пусть даже живущего в "пензенско-чукотской пещере", но своего, не навязанного, не присланного, не спущенного из каких-то там кабинетов. Ни для кого ведь не секрет, насколько далеким был от "народа церковного" живущий в неприступном тереме-дворце, проносящйся с воем сирен по московским улицам в сопровождении джипов ФСО, даже в храмах молящийся за непроницаемым оцеплением телохранителей Алексий Второй. Не было в отношениях между "народом церковным" и этим напыщенным предстоятелем той душевности, какая была у него хотя бы с Патриархом Пименом, не говоря уж о подлинно народном Патриархе-Исповеднике Тихоне. В душе, в сердце русского православного народа Патриарший престол был вакантен...

Изначальная патовость "проблемы Диомида" для руководства РПЦ МП проистекала еще и из того, что этот иерарх не был запятнан морально (а таких непросто найти в среде той корпорации, к которой он принадлежал до прошлой пятницы). Слабые потуги "отыскать пятна на солнце", запоздало предпринятые официальной церковной пропагандой уже в самый день "извержения" епископа Диомида, мало кого убедят. Вот, нашелся некий преподаватель Московской духовной академии, который вдруг засвидетельствовал, что много лет назад будущий епископ Диомид "списал" свою кандидатскую работу в МДА с какой-то книжки. Да разве не ясно, что когда на "страдальца за правду" обрушилась вся сергианско-экуменическая махина Архиерейского Собора, подобные "воспоминания" будут восприниматься не более, чем ничтожная шпилька, которую некий церковный карьерист попытался воткнуть в уже бездыханное тело мученика? Да и к МДА, по правде говоря, в "народе церковном" доверия нет. Это ведь там профессор Осипов хулил Царя-Мученика, это ведь там подвизается "диакон-богохульник", призывающий читать Гарри Поттера и называющий св. князя Владимира "рокером", это ведь там студентов учат "экуменической ереси" и оправдывают "печать антихристову" в виде ИНН!

С точки зрения житейской нравственности и народной морали, фигура епископа Диомида настолько безупречна, что официальный "церковный пиар", рассчитанный на массового потребителя, пытается зацепиться за совсем уж ничтожные негативные детали его образа. Диомида пытаются представить дикарем-невеждой, который борется против мобильных телефонов, не умеет "складно говорить" и, возможно, психически неадекватен. Иные светские журналисты, неожиданно получив задание редакции "написать о скандале с Диомидом", действительно уцепились за эту "информацию" за неимением другой. В день "извержения" Диомида едва ли ни большинство информационных сообщений о нем начиналось со слов "Борец с мобильным телефонами…". Серьезное, системное противоречие внутри РПЦ МП попытались свести к курьезу и анекдоту. Зная отношение большинства граждан России, а особенно их "воцерковленной" части к официальным СМИ и пропаганде, за репутацию епископа Диомида переживать не приходится. Подобный "пиар" ее неплохо укрепит.

Да, официальный "церковный пиар" сумел, того, естественно, не желая, создать именно тот образ епископа Диомида, который необыкновенно близок – социально и психологически – не только большинству "народа церковного", но и массам бедствующего сельского духовенства, и монашествующим, живущим на птичьих правах в новооткрытых обителях, порой без элементарных удобств и благ современной цивилизации. Так в Диомиде воплотился не только религиозно-ментальный идеал "народа церковного", но и тот социально-психологический тип, к которому этот народ сам себя относит. И тот факт, что соборные иерархи этого не почувствовали, не предусмотрели, лишний раз показывает, насколько их жизнь в стиле "комильфо" далека от реальной повседневности большинства "воцерковленных" граждан современной России – страны, вроде бы, сказочно богатой (по официальной статистике, осособенно в статье "экспорт энергоносителей"), но на самом деле нищей и психологически подавленной (кстати, по той же официальной статистике, но в статьей "качество жизни по регионам").

Конечно, мы не станем предсказывать глобальных потрясений и масштабных расколов. РПЦ МП надежно защищена юридически, политически и много как еще даже на тот случай, если в "священную борьбу против ереси экуменизма" решит вступить сам официальный Патриарх. То, что называют "диомидовским расколом", будет развиваться, нарастать, набирать силы и влияния исподволь, без видимых потрясений и религиозных войн. Поначалу это выразится в том, что формировать церковную идеологию, "отвечать на вызовы современности" от имени православия все больше будет не официальная церковная администрация, а "диомидовцы". Затем, под столь мощным напором "снизу", церковное руководство вынуждено будет пойти на некоторые консервативные реформы – например, выйти из экуменического движения. Решающее же слово "диомидовское движение" скажет в тот момент, когда Россия войдет в новую полосу политической нестабильности, когда нынешняя "симфония" патриархии и Кремля даст трещину. Вот тогда мы по-настоящему поймем, что такое на Руси "духовный Патриарх"…

Александр Солдатов,
"Портал-Credo.Ru


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования