Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Тюменский скандал и Московский Собор. На фоне осуждения епископа Диомида Архиерейский Собор РПЦ МП может официально отмежеваться от "кровавого навета" - краеугольного камня православно-радикальной идеологии


Ставшая уже классической лекция по курсу "Основы религиозной культуры", прочитанная доцентом С.Ю. Шестаковой в Тюменском государственном нефтегазовом университете (ТюмГНГУ), как мы писали, вызвала довольно единодушную реакцию верующих и неравнодушных к религии, а также к высшей школе в России людей, нередко выражаемую словами, недопустимыми в печати. При этом мнения и православных, и неправославных нередко совпадали почти дословно.

Однако, как выяснилось, у доцента Шестаковой нашлись не только хулители, но и защитники. И среди них – некто Константин Александрович Шестаков, по случайному стечению обстоятельств работник той же кафедры и законный супруг высокоученой тюменской дамы-религиоведа. В статье, опубликованной одним из патриотических ресурсов, он решительно вступился за честь и достоинство супруги, которая, по его словам, "дала святоотеческое (единственно возможное для православного богослова) толкование" всем обсуждаемым вопросам.

Зануды-буквоеды могли бы на это возразить, что ТюмГНГУ – не православная семинария или Духовная академия. Поэтому в курсе "Религиоведение" святоотеческое толкование может быть озвучено исключительно как частное мнение и "от третьего лица". Однако поскольку все знают, что в девяти случаях из десяти ОПК или даже "Религиоведение" является не более чем ширмой, призванной "откошеровать" православное миссионерство с точки зрения светского законодательства, не будем цепляться к формальностям, а перейдем к сути.

По большому счету, Шестаков-муж не добавил ничего нового к сказанному супругой, разве что изложил ее мысли в более связном и причесанном виде. Вновь были озвучены все "претензии" к католикам, протестантам, мусульманам... Ну и, разумеется, не обошлось без еврейского вопроса: "Как это ни ужасно, но согласно православной традиции в рамках иудаизма действительно существует практика ритуального использования христианской крови… Отрицать существование в иудаизме ритуальной практики использования христианской крови – значит отрекаться от Православного Предания, порочить память святых".

Разумеется, Константин Шестаков был не первым, кто выступил с подобным заявлением. Еще на процесс Бейлиса в качестве свидетеля обвинения был приглашен крещеный еврей архимандрит Автоном, заявивший, что верит в ритуальное убийство, поскольку "святая церковь проповедует" (отдельный вопрос – зачем вообще был вызван "свидетель", находившийся в сотнях верст от места совершения преступления; видимо, обвинение надеялось, что Автоном порадует суд какими-нибудь воспоминаниями о том, как в детстве едал мацу с кровью). Однако тюменский ученый пошел куда дальше простоватого монаха, подкрепив свое утверждение ссылкой на источники.

По его словам, о ритуальном использовании евреями христианской крови "свидетельствовали и свидетельствуют очень многие:
– автор "Толкового словаря живого великорусского языка" Владимир Иванович Даль ("Розыскание о убиении евреями христианских младенцев и употреблении крови их", 1844 г.);
– принявший православие бывший раввин монах Неофит ("Опровержение религии евреев и их обрядов Священным Писанием Ветхого и Нового Завета");
– известный философ В.В. Розанов ("Жертвенный убой: Что мне случилось увидеть");
– известный современный писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе А.И. Солженицын ("Двести лет вместе");
– лидер движения "Жить без страха иудейска!" Михаил Назаров;
– Юрий Воробьевский;
– Олег Платонов и многие другие".

Тут что ни источник, то "святоотеческое предание". Например, такой представитель "православного традиции" как Владимир Даль почти всю жизнь был... лютеранином. Правда, за год до смерти он все-таки перешел в православие, однако при этом "увлекался спиритизмом и сведенборгианством".

Еще интереснее судьба Василия Розанова. Вот что, к примеру, писал о его творчестве епископ Саратовский Гермоген, ныне священномученик: "Воспевая гимны "священным блудницам", [Розанов – Ред.] проповедует разврат, превозносит культ Молоха и Астарты, осмеивает евангельское учение о высоте девства, восхваляет язычество с его культом фаллоса... извращает смысл монашества и клевещет на него и издевается над духовенством". А накануне Первой мировой войны Святейший Синод серьезно обсуждал, не отлучить ли писателя от Церкви – надо полагать, за верность "православному преданию и памяти святых".

Больше всего не повезло Солженицыну – eго К. Шестаков попросту оболгал, поскольку никаких подтверждений "кровавого навета" в его книге нет, в чем легко убедиться, открыв соответствующую главу.

Впрочем, подобные неточности, по большому счету, мелочь. Важно другое. На все том же процессе Бейлиса эксперт от Православной Российской Церкви профессор Санкт-Петербургской духовной академии И. Троицкий под присягой заявил, что православие никогда не обвиняло евреев в ритуальных убийствах, и что эти обвинения исходят из католического мира. С другой стороны, семья Шестаковых уверенно заявляет, что "отрицать существование в иудаизме ритуальной практики использования христианской крови – значит отрекаться от Православного Предания". И в этой связи не может не возникнуть вопрос – какая из этих точек зрения соответствует официальной позиции РПЦ МП? С чьим мнением согласны ее высшие иерархи – дореволюционного профессора или нынешнего тюменского доцента?

На наш взгляд, этот вопрос вполне мог бы озвучить главный раввин России Берл Лазар. Во-первых, в этом случае делу, скорее всего, будет дан ход, поскольку не всякий рискнет проигнорировать человека, постоянно встречающегося и с нынешним, и с прежним президентами РФ. А во-вторых, тюменские откровения напрямую касаются и его лично – по мнению Шестакова-мужа, "эта изуверская практика существует среди хасидов (что значит "благочестивые")". А рабби Лазар, так же, как и большинство нынешних российских раввинов, является любавическим хасидом.

Кстати, время для подобного обращения сейчас самое подходящее. Как раз в эти дни в Москве заседает Архиерейский Собор РПЦ МП. Так что у руководства РПЦ МП была бы замечательная возможность соборно обсудить и постановить, что думает Церковь по поводу ритуальных убийств "у жидов".

Причем рискну предположить, что именно сейчас иерархи скорее согласились бы именно с профессором Троицким. Ибо в другое время никто бы не захотел вступать в открытый конфликт с консерваторами, пользующимися немалым влиянием в околоцерковной и даже церковной среде. Однако нынешний Собор проходит в тени скандала, учиненного сторонниками "чукотского адаманта" епископа Диомида, прославившегося в последние годы непримиримым фундаментализмом. На этом фоне церковная иерархия может не устоять перед соблазном жестко свести счеты с консервативной оппозицией, официально осудив один из краеугольных камней ее идеологии.

Так что на месте лидеров российского еврейства я бы, пожалуй, рискнул. Поскольку в следующий раз, который, рано или поздно, но непременно случится, столь благоприятной констеляции может уже и не быть.

Евгений Левин,
для "Портала-Cr
edo.Ru"


 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования