Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

На грани Божественной мудрости. Накануне Архиерейского Собора РПЦ МП церковная общественность пытается обострить противостояние различных «партий» иерархов


Архиерейский Собор РПЦ МП, который состоится 24-29 июня в Москве, официально является сугубо церковным, каноническим мероприятием, в отличие, например, от Рождественских чтений или Всемирных русских народных соборов, которые проходят в режиме диалога РПЦ МП с обществом. Перед Архиерейским Собором стоит более деликатная задача – во-первых, каким-то образом наладить диалог со внутрицерковными силами, с представителями враждующих православных партий, которые требуют принять меры по тем или иным спорным вопросам; во-вторых - не дать лишнего повода тем группировкам, которые пока находятся в рамках Московской патриархии, но явно или неявно не принимают ее священноначалие, обличая его мнимые или настоящие грехи и канонические отступления.

Большинство верующих и светских специалистов в подробностях знают, о каких непримиримых церковных силах идет речь. Обычный читатель российских СМИ и зритель телевидения скорее подумает, что имеются в виду "пензенские сектанты". И он будет недалек от истины, поскольку требования различных оппозиционных церковных групп иногда довольно радикальны, а возможность быть услышанными открыто и публично у них, действительно, может появиться только в том случае, если они начнут зарываться под землю. Для характеристики российской церковной реальности весьма примечателен эпизод, произошедший со священником в Зубово-Полянском районе Республики Мордовия в прошлом году. Молодой священник – последователь известного епископа Диомида – стал обличать грехи своих собратьев и перестал поминать Патриарха Алексия на богослужении (что никого из прихожан не смутило, а многие даже не заметили этого). Тогда общину выгнали из храма, назначив туда другого священника. Сторонник Диомида живет в частном доме, и после того, как он освободил здание храма для епархии, ни жителями, ни молодым ригористом в епархии уже никто не интересуется. Освободил собственность – и ты никто. Ничего идейного!

Однако приближение Собора активизирует, приводит в движение целые многотысячные группы людей. Проблемы "модернистского" миссионерства остро поставлены в открытом письме представителей влиятельного духовенства, среди которых протоиерей Александр Шаргунов, настоятель Свято-Никольского храма в Пыжах, и игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма св. Николы на Берсеневке. Главная забота авторов – защита традиционного православного богослужения от посягательств обновленцев, которые переводят его на разговорный русский язык, меняют его строй, сокращают, а миссию приспосабливают к греховным нуждам секулярного общества. Как отметил представитель "Союза православных граждан" Кирилл Фролов, это "выпад против успешных миссионерских проектов о. Андрея Кураева и о. Сергия (Рыбко)".

Форма и содержание современного миссионерства – пожалуй, самая интересная и насыщенная смыслом тема дискуссий, которые могут развернуться во время Собора. Тем более что предмет споров составляют весьма яркие личности – как консерваторы, так и миссионеры-евангелизаторы. Это не только Кураев и Рыбко, но и игумен Евмений (Перистый) и игумен Петр (Мещеринов), отец Димитрий Смирнов, архимандрит Тихон (Шевкунов) (он, правда, примкнул к "антимиссионерскому" лагерю) и многие другие. Все они, несмотря на различия во взглядах, являются носителями идей миссионерского православия, открытого миру. Для обсуждения их взглядов и практики имеется и формальное основание – вполне либеральная и исходящая из реального состояния общества Миссионерская концепция РПЦ МП, разработанная под руководством архиепископа Белгородского Иоанна (Попова).

Вслед за этим важно отметить еще одну положительную тенденцию – развитие информационной деятельности РПЦ МП под руководством отца Владимира Вигилянского, руководителя пресс-службы Московской патриархии. Представители СМИ и интеллигенции подпадают под обаяние главы пресс-службы – внешне это мягкий и поэтичный русский интеллигент, а внутренне жесткий проводник официальной церковной позиции, сознающий огромную разницу между настоящей церковностью и ее отражением в СМИ, которые пронизаны массовой культурой. Другим очевидным преимуществом отца Владимира Вигилянского является то, что он не ставит сугубо идеологических задач. Говоря о темах предстоящего Архиерейского Собора, отец Владимир отмечает, что "серьезной проблемой является отсутствие епархиальных пресс-служб, интернет-сайтов, периодических изданий". Кроме того, по его словам, люди должны иметь возможность узнавать не только о приходах и монастырях своей епархии, но и о церковных приютах, домах престарелых, благотворительных столовых, центрах по реабилитации наркоманов и алкоголиков, о молодежных и других церковных организациях и инициативах.

Социальная работа также должна стать одной из дискуссионных тем на Соборе, тем более что какой-либо единой социальной политики или общецерковной концепции по организации социальных проектов в РПЦ МП до сих пор не существует. Опубликованные на сайте Архиерейского Собора данные о социальных проектах Московской епархии и интервью с митрополитом Воронежским Сергием (Фоминым) лишь укрепляют впечатление о том, что синодальный Отдел по церковной благотворительности и социальному служению, скорее всего, к социальной работе в епархиях РПЦ МП никакого отношения не имеет.

Одну из самых острых внутрицерковных проблем – церковного суда – поставил перед Собором всего один человек – протоиерей Павел Адельгейм, самый знаменитый клирик Псковской епархии. Его поиск правды разделяют практически все честные священнослужители РПЦ МП, но никто не выступает открыто в его поддержку. Отец Павел защищает право священника на справедливый суд против произвола епископа, но сам же отмечает, что для организации такого суда нужна структурная перестройка внутри РПЦ МП. В статье "Реанимация церковного суда" отец Павел Адельгейм пишет: "Задача "суда" не определена. Процессуальное и материальное право, необходимое для его деятельности, не существует, и создавать его некому. Принципы церковного "правосудия", предписанные Уставом, входят в противоречие с каноническими нормами Вселенской Церкви, действующим международным и государственным правом РФ… Епархиальные судьи поставлены в безусловную зависимость от исполнительной власти. Судебные решения выразят не закон и совесть судей, но волю правящего епископа. Суд будет осуждать не грех, а неугодных епископу священнослужителей". Все знают, что это так, и если Архиерейский Собор, как заявлено в его программе, примет какое-либо даже декларативное решение касательно организации церковного суда, оно уже будет воспринято как прорыв.

Между тем, есть люди, которых Собор может вообще не услышать – это участники епархиального собрания Чукотской епархии. 10 июня 2008 года они призвали Патриарха Алексия к действиям – осудить ересь экуменизма и запретить митрополиту Кириллу (Гундяеву) заниматься экуменизмом, а также упразднить возглавляемый им Отдел внешних церковных связей и ходатайствовать об упразднении статьи 282 УК ("возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды"), "являющейся геноцидной в отношении русской государствообразующей нации". Некоторые клирики Чукотской епархии (правда, вскоре выяснилось, что бывшие) уже заявили о том, что они прекращают поминать Патриарха Алексия за богослужением.

Конечно, Архиерейский Собор может прореагировать и на "пагубные для Церкви идеи некоторых православных, ставящие ее на грань изоляции от общества", но его ничто к этому не обязывает. У некоторых представителей церковного руководства сложилось более чем странное представление о конфликтах и дискуссиях. Так, замглавы Отдела внешних церковных связей о. Всеволод Чаплин, выступая на XII Петербургском международном экономическом форуме, говорил: "Поликонфессиональность, многопартийность, разделение властей, конкуренция, управляемые конфликты — то, чем так гордится доминирующая в мире политическая система, — для православного христианина суть лишь признаки греховного разделения народа и человечества, симптомы духовного нездоровья". Эти слова хорошо характеризуют ситуацию в России: с одной стороны, руководителям светской и церковной власти совсем не обязательно реагировать на общественные настроения, этого не требует политическая культура, а с другой стороны, если начальство все-таки принимает решение и обращает внимание на кого-то из нас, то это воспринимается как высшее благодеяние, на грани Божественной мудрости.

Роман Лункин,

для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования