Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Что значит быть консерватором?


Идеологической линией нашего Портала с самого начала его существования был консерватизм, выражающийся прежде всего во внимательном и уважительном отношении к тому в религии, что в ней есть собственно религиозного, что не сводится к ответу на "вызовые времени" и не является этнографическими составляющими, навешенными на пыльного идола. Этот консерватизм мы обозначали как "вероисповедный консерватизм", в отличие от консерватизма "культурологического", который заинтересован более всего в том, чтобы сохранить в неизменности набор "этнограмм" на идоле, совсем не интересуясь ни идолом, ни, хотя бы, степенью его трухлявости…

Немного обобщая этот наш подход, мы могли бы противопоставить консерватизм веры консерватизму обстоятельств.

Для первого важно сохранение верности одним и тем же ценностям вне зависимости от того, какие на дворе температура и направление ветра. Церковь одна даже если претендентов на то, чтобы зваться Церковью три, триста, три тысячи, три миллиона и т. д… Христос — Бог, даже если очередной маститый "теолог" опубликовал очередную тысячестраничную диссертацию на тему, что слово "Бог" является неадекватным, а Христос — это тот, кто в своей экзистенции выявил всю существенную кризисную сущность нашего существования. Любому верующему человеку совсем нетрудно сформулировать список тех положений, которые для него sinequanon. И изменчивость обстоятельств, в результате которых планета наша становится весьма мало оборудована для исповедания веры, для верности основным ценностям, может подтолкнуть "консерватизм веры" только к одному — к готовности бесстрашно сопротивляться обстоятельствам и изменить эти обстоятельства так, чтобы они соответствовали ценностям или, хотя бы, меньше им мешали. Консерватизму веры более всего соответствует великая формула преп. Максима Исповедника: "даже если вся вселенная причастится с еретиками, то я один — не причащусь". А говоря языком популярно-светским: "Не стоит прогибаться под изменчивый мир…".

Консерватизм обстоятельств основан на прямо противоположном вероисповедному консерватизму посыле. Этот консерватизм озабочен сохранением одной и той же ситуации, которая кажется уже удобной, освоенной, уютной, ситуации, в которой ты знаешь уже все ходы и выходы, а потому, соответственно, можешь "минимизировать" любой ущерб, который будет нанесен тебе теми или иными потрясениями. Для такого консерватизма "церквей" столько, сколько их отстоялось в последние две-три сотни лет. И если их вдруг станет резко больше, или, еще того хуже, — меньше, то это будет форменный непорядок. Для этого консерватизма Христос — "Сын Божий", "подобносущный", "образ Отца", в общем, кто угодно, но не Бог… Именно "консерваторы" второго типа, консерваторы обстоятельств, были всегда гонителями Православия, в частности — в знаменитом арианском кризисе, сотрясавшем Церковь не одно десятилетие IV века. Православная формула "единосущный Отцу" казалась им вульгарным радикальным новшеством, переворотом в богословии и догматике, который надо бы поскорее искоренить, чтобы все было "тихо". Консерватизм этого извода готов "примирять" веру с непреодолимой силы обстоятельствами, а не эти обстоятельства упромысливать в соответствии с велениями веры.

И то и другое мировоззрение, при всей их очевидной противоположности, могут одинаково называться "консервативными", каждое — в своем специфическом смысле. И то и другое мировоззрение полностью непримиримо в отношении к другому. Консерватизм веры может пригодиться консерватизму обстоятельств только в качестве "узды для народа" — не более того. Консерватизм обстоятельств может быть терпим консерватизмом веры только в самых периферийных областях религиозной жизни, там, где не бывает разности веры, а есть только разность обычая. И тому, кто хочет в религиозных вопросах быть консерватором остается выбирать один из путей, ведущих в разные стороны, ибо различие между ними большое.

Егор Холмогоров

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования