Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Гиюрные войны - на улицах и в судах. Коллизии между светским и религиозным в современном израильском праве приводят к курьезам и затрудняют жизнь населению


Согласно еврейской традиции, царь Давид родился и умер в праздник Шавуот; в русской традиции этот праздник называется Пятидесятницей). Поэтому в этот день в синагогах читают Книгу Руфь, повествующую о том, как прабабка Давида, урожденная моавитянка, покинула свой дом, чтобы присоединиться к народу Израиля.

В нынешнем году эта древняя библейская история прозвучала как никогда актуально. Поскольку скандал вокруг гиюров, о котором наш Портал уже неоднократно писал (например – здесь), разгорается с новой силой. И едва ли ни каждый день поступают новости о все новых и новых жертвах ультра-ортодоксального наступления.

В своем решении раввины Атиа и Шерман обрушились, прежде всего, на Управление по делам гиюров, созданное в 90-е годы прошлого века. Однако на практике раввины все чаще ставят под сомнение еврейство других прозелитов, включая и тех, кто присоединился к народу Израиля десятки лет назад.

Два подобных скандала стали достоянием гласности на прошлой неделе. В первом случае раввины отказались признать еврейство сына женщины, прошедшей ортодоксальный гиюр в Кельне. Во втором - дочери прозелитки из Швейцарии. При этом раввинов не убедила даже ктуба (брачный контракт) ее матери, свидетельствующая, что она вышла замуж "по закону Моше и Израиля" - хотя согласно практике раввинских судов, именно этот документ считается главным доказательством еврейства.

Не молчат и сторонники гиюров. Оправившись от первоначального шока, они попытались реорганизовать свои силы и даже, по возможности, контратаковать.

Своего рода смотром "про-гиюрных" сил стал митинг, проведший накануне Шавуота возле здания Главного раввината в Иерусалиме. Правда, количество участников оказалось достаточно скромным - по разным данным, от ста пятидесяти до четырехсот человек. Однако среди его организаторов были представлены едва ли ни все сколько-нибудь влиятельные силы израильской "либеральной ортодоксии": движение "Тора ве-Авода" ("Тора и труд"), представляющее религиозные киббуцы, форум ортодоксальных феминисток "Колех", несколько популярных раввинов и интеллектуалов из Бар-Иланского университета и т.д.

Далеко не все, кто пришел на митинг, целиком поддерживают гиюрную политику р. Друкмана. Однако ультра-ортодоксы сами сделали все возможное, чтобы увеличить число своих противников. Во-первых, грубые выпады против р. Друкмана, являющегося одним из самых уважаемых раввинов национально-религиозного лагеря, вынудили даже несогласных с ним религиозных сионистов возвысить свой голос в его защиту. А во-вторых, объявив раввинский суд р. Друкмана "некомпетентным" и поставив под сомнениeвсе проведенные им гиюры, р. Шерман и его единомышленники тем самым фактически приравняли религиозных сионистов к реформистам, чьи гиюры не признаются ортодоксами в принципе. Согласиться с этим религиозные сионисты, естественно, не могли.

Альтернативную демонстрацию попытались организовать и русскоязычные противники гиюра. В результате в десятке метров от основного митинга собралась кучка из пяти-шести ультраортодоксов с мегафоном и плакатами-растяжками "Гиюр - на свалку истории" и "Хотят ли русские гиюра? Нет" - причем последний плакат держала безвестная ультра-ортодоксальная бабушка! Впрочем, были на этом митинге и действительно русские: во-первых, экс-жириновец Анатолий Герасимов, возглавляющий полувиртуальную "Русскую Общину Израиля"  (по слухам, этот проект финансируется Кремлем); а во-вторых, несколько приведенных им молодых людей обоего пола. Последние, во-первых, косноязычно врали, что государство Израиль якобы заставляет всех русских проходить гиюр и что неевреев якобы не берут в армию; а во-вторых - раздавали прохожим листовки, оказавшиеся при ближайшем рассмотрении легкой переделкой классических антисемитских брендов.

Не могу сказать, зачем раввинам-антигиюрщикам понадобились такие союзники. Однако благодаря их присутствию собственные знамена раввинов были полностью дискредитированы.

Как мы уже писали, весь нынешний скландал начался с того, что ашдодский раввин Атия постановил, что некая прозелитка не нуждается в разводе, поскольку якобы никогда не была еврейкой, и, следовательно, ее еврейский брак изначально был недействительным. Поэтому не удивительно, что среди организаторов митинга оказалось несколько организаций, защищающих права женщин, обычно весьма далеких от гиюрной тематики - "Мерказ цедек ле-нашим" ("Центр справедливости для женщин"), "Маво сатум" ("Тупик" - организация, защищающая права женщин, которые не могут вторично выйти замуж, поскольку мужья отказываются дать им религиозный развод) и другие. Поскольку у этих организаций имеется богатый опыт судебной и пиаровской войны с религиозным истеблишментом, ортодоксальные либералы могут лишь порадоваться появлению столь ценного союзника.

С больший вероятностью, именно правозащитницы-феминистки предали гласности факты, которые, в случае официального подтверждения, могут серьезно дискредитировать главного оппонента р. Друкмана – р. Авраама Шеермана. Среди прочего, тот обвинил Друкмана в том, что он подписывал протоколы заседаний, на которых не присутствовал лично. Однако, судя по поступившим сообщениям, аналогичным образом поступил, разбирая некое бракоразводное дело, …сам p. Шерман.

Впрочем, куда большее значение может иметь другая акция женских организаций - апелляция в Верховный суд. В поданном иске правозащитницы потребовали, во-первых, признать недействительным ашдодское постановление об отмене гиюра, а во-вторых - обязать городские раввинаты женить "по закону Моше и Израиля" тех, кто прошел гиюр в судах р. Друкмана.

В израильском праве есть совсем свежий прецедент, когда Верховный суд признал незаконным решение раввината. Как мы в свое время писали, прошлой осенью многие раввины отказались выдавать сертификаты о кошерности торговцам и производителям, не готовым соблюдать законы субботнего года согласно ультра-ортодоксальным стандартам. Аграрии обратились тогда в Верховный суд, который признал действие раввинов незаконными, обязав местные раввинаты выдавать сертификаты о кошерности. Есть основания полагать, что и на этот раз события будут развиваться похожим образом. Судья Верховного суда Эдмонд Леви уже опубликовал временное решение, замораживающее постановление раввината по ашдодскому делу. Кроме того, судья Леви поручил юридическому советнику правительства проверить законность решений как ашдодского, так и апелляционного раввинатского суда.

На первый взгляд, апелляция в государственный суд может показаться странной, поскольку непонятно, каким образом судьи, руководствующиеся светским государственным законодательством, могут отменять или вообще обсуждать решения своих религиозных коллег, принятых в рамках "канонического права". Однако все встанет на свои места, если мы вспомним, что религия в Израиле не отделена от государства, и обсуждаемые раввины являются не только духовными авторитетами, но и госчиновниками. А раз так, то Верховный суд теоретически может обязать их признавать документы, выданные другой государственной инстанцией - Управлением по делам гиюров.

На наш взгляд, именно осознание данного факта укажет возможный выход из нынешнего гиюрного кризиса. Ибо если бы подобный скандал имел место где-нибудь в Америке, то больших последствий он бы не имел.

В Израиле Государственный раввинат обладает монополией в вопросах бракоразводного права. Соответственно, если казенные раввины не признают человека евреем, то он не сможет заключить брак в своей стране. А, кроме того, не удостоится быть похороненным на еврейском кладбище. Соответственно, религиозная "партия", получившая контроль над раввинатом, получает возможность диктовать свое мнение всему народу Израиля.

Совершенно иная ситуация сложилась, к примеру, в Америке. Американское еврейство является конфедерацией независимых религиозных общин, каждая из которых имеет своих духовных лидеров и придерживается собственных религиозных стандартов, в том числе в вопросах присоединения к народу Израиля. Eсли бы какой-нибудь американский раввин отменил гиюр некой прозелитки, то для нее это означало бы всего лишь изгнание из одной местной общины и невозможность пригласить определенных раввинов на проведение церемонии бракосочетания (собственной или своих детей). Ибо при этом нашлись бы другие общины, в том числе ортодоксальные, для которых она осталась бы еврейкой; и другие раввины, включая ортодоксов, которые организовали бы ей свадьбу "по закону Моше и Израиля". Соответственно, ни у одного из религиозных течений нет возможности навязать свою идеологию всему американскому еврейству, и ни один раввин не может вмешаться в религиозную жизнь соседней общины.

Возможно, Израилю тоже стоило бы постепенно перейти на американскую модель. Ибо в этом случае каждая община сможет жить в соответствии со своим пониманием того, что такое иудаизм, не навязывая своего мнения всем остальным. А у светских судов - соответственно, не будет повода вмешиваться в постановления раввинов.

Евгений Левин, Иерусалим,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования