Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Глубина смирения в церковной политике. Московская патриархия делегировала свою внешнюю политику Кремлю, чьи интересы не во всем тождественны церковным. Ближайший пример – готовящийся визит Путина и Алексия II в Киев


Внешнему наблюдателю – "среднестатистическому" зрителю выпусков новостей главных российских телеканалов – может показаться, что вся церковная жизнь состоит из сплошных праздников и юбилеев. Отчасти, конечно, оно так и есть – во всяком случае, праздники и юбилеи лучше всего подходят как для телевизионной картинки – красочно и интересно, так и для пропаганды – создают эффект благополучия и величия России. Кроме того, современное российское медиа-пространство уже почти полностью зачищено от элементов "нездорового критицизма", а анализ проблемных сторон церковной жизни и раньше, в мрачную эпоху критицизма и очернительства, считался делом подозрительным и греховным.

Вот и получается, что свою долю информации о церковной жизни большинство россиян получает лишь в связи с крупными церковными праздниками, которые они не прочь по-своему отметить, да и "знаковыми" юбилеями, внушающими гордость за страну и ее великое прошлое. В соответствии с таким, сформированным самими же российскими масс-медиа, типом восприятия информации о Церкви, руководство РПЦ МП старается каждый год проводить под знаком какого-нибудь крупного юбилея, политически востребованного и понятного для широких масс. Например, в этом году на роль такого юбилея-символа претендовали две даты – 100-летие со дня преставления св. праведного Иоанна Кронштадтского и 90-летие расстрела Царственных мучеников. Первый юбилей "продвигал" сам Патриарх Алексий II, активно добивавшийся канонизации Кронштадтского старца еще в бытность свою митрополитом Ленинградским. В патриархии рассчитывали, таким образом, поддержать "петербургский тренд" современной российской политики и заодно решить ряд имущественных вопросов Санкт-Петербургской епархии. Но кремлевские пиарщики эту дату раскручивать не стали – многие писания св. Иоанна Кронштадтского, особенно пророческие и апокалиптические, способны дестабилизировать церковное общество или, по крайней мере, "усилить радикальные настроения" в нем, которые и так разогреты посланиями епископа Диомида и неугомонной деятельностью Константина Душенова и прочих "антиглобалистов". По тем же причинам не была утверждена и вторая дата – лишние дискуссии о монархии с превозношением подвига Царственных страстотерпцев приводят к появлению ненужных вопросов о легитимности нынешней власти, о необходимости покаяния в злодеяниях ЧК, которая, как мы видим, напротив, всячески героизируется российской пропагандой. О такой "мелочи", как 500-летие преставления преподобного Нила Сорского, и говорит не стоит – этот юбилей заранее не имел шансов на успех: обличения богатств иерархов, участия Церкви в политике и экономических аферах, призыв к нестяжанию и "евангельскому житию" квалифицируется нынче как антицерковная работа, а то и как экстремистсткая деятельность.

В общем, юбилеем года Кремль сделал "самую круглую" по сравнению со всеми вышеперечисленными дату – 1020-летие Крещения Руси (заметим, что не менее "круглое" 1010-летие десять лет назад никому особо и не приходило в голову отмечать). Почему мы с такой уверенностью говорим "Кремль выбрал"? Достаточно очевидно, что инициатива сакрализации 1020-летия исходит отнюдь не от Патриарха Алексия, который, скажем, в своем выступлении на Епархиальном собрании г. Москвы в конце прошлого года, перечисляя основные юбилеи года наступающего, ни о каком Крещении Руси и не упоминал. Где-то в феврале-марте засуетились "православные граждане" - верный признак, что "пришла разнарядка": на их сайтах стали появляться призывы "поставить на место" украинских националистов, напомнив, посредством "юбилея", чьим городом является Киев и какой именно народ там крестили. Наконец, ключевым событием во всей этой цепочке фактов стала внезапная, нигде заранее не проанонсированная, встреча Патриарха Алексия II с уходящим президентом Владимиром Путиным, для чего Патриарха в экстренном порядке привезли в Кремль 14 апреля. Главной темой встречи, как ни странно, стала необходимость поездки Патриарха в Киев на юбилей, относительно чего сам Патриарх, которому подобные поездки в последние годы даются нелегко, испытывал немалые сомнения. Президент, естественно, убедил Патриарха совершить этот подвиг, однако странно, что до сих пор не назначены даже примерные сроки столь исторического визита (после распада СССР глава РПЦ МП был в Киеве лишь один раз, и поездка та сопровождалась акциями протеста и прочими неприятностями), неизвестна его программа, хотя бы в самых общих чертах...

Что касается украинской стороны, то здесь, похоже, первыми инициаторами использовать весьма условную дату "по полной программе" выступили так называемые "молодые менеджеры", пришедшие к руководству в УПЦ МП, прежде всего – епископ Александр (Драбинко), 30-летний секретарь (а фактически – управляющий) при пожилом и немощном митрополите Владимире (Сабодане). Епископ Александр является лишь наиболее заметным и официальным лицом целой команды церковных администраторов, не связывающих будущее Украинской Церкви – третьей по величине в православном мире – с вассальной зависимостью от Москвы, которая слишком активно использует антиукраинскую истерию в своих "акциях пропагандистского прикрытия". Решение сделать юбилей поводом для созыва Архиерейского и даже Поместного Соборов УПЦ МП было принято 21 декабря минувшего года на Соборе епископов в Киеве, сделавшем несколько знаковых шагов по расширению своей автономии от Москвы и давшем понять, что движение в этом направлении будет только продолжаться. Разумеется, инициативы бывших "промосковских" архиереев были в лучшем виде поданы президенту Виктору Ющенко, который во всем этом увидел долгожданный свет в конце казавшегося бесконечным тоннеля украинских церковных расколов. Весьма неравнодушный к теме строительства поместной Украинской Церкви президент, разумеется, также решил воспользоваться поводом отпраздновать юбилей – чтобы сделать важный шаг на пути к окончательному освобождению украинского православия от политической зависимости от имперской Москвы. Создав государственный оргкомитет по подготовке и проведению торжеств 1020-летия Крещения Киевской Руси (именно так приняло называть воспоминаемое событие в Украине – ведь Владимиро-Суздальская Русь была крещена позже), Виктор Ющенко прибыл в конце февраля с официальным визитом в Москву, где и пригласил Патриарха Алексия II в Киев. В расчете, как утверждают некоторые политилоги, на вежливый отказ Патриарха. Расчет был, в общем-то, верным – Патриарх обнадеживать Ющенко не стал, но тут в дело вмешался Путин, с которым не поспоришь…

В свою очередь, действуя по ранее намеченному плану, Виктор Ющенко пригласил в Киев делегацию Константинопольского патриархата, передав ей приглашение для Патриарха Варфоломея - как главы Церкви, в состав которой исторически входила Киевская митрополия, - непременно прибыть на торжества. В Москве, где очень раздраженно воспринимают любой самостоятельный внешнеполитический шаг Киева, будто украинское государство связано такими же вассальными обязательствами с Москвой, как и Украинская Церковь, этот поступок президента Украины вызвал резкий протест. Официально озвучил этот протест лишь ОВЦС МП, заявив, будто приглашать Патриархов на территорию суверенного украинского государства может не президент этого государства, а лишь Патриарх Московский – гражданин Российской Федерации Ридигер Алексей Михайлович. Неофициальную же реакцию Кремля в достаточно жесткой форме высказал на саммите глав правительств стран СНГ в конце мая в Минске Владимир Путин. Он категорически заверил "оранжевую принцессу" Юлию Тимошенко, что визит Алексия II в Киев состоится "при любой погоде", а разом с Патриархом ко "Владимировой купели" пожалует и сам Владимир Владимирович. В общем, украинские националисты получили четкий сигнал, что пора запасаться яйцами и помидорами (если, конечно, сами эти националисты – не пропагандистский миф. В крайнем случае, группу профессионально подготовленных украинских националистов можно и из Москвы доставить). Конечно, соваться в такое пекло Патриарху Варфоломею пока резонов нет, так что его в Киеве этим летом ждать не приходится.

Церковные политики из УПЦ МП оказались более дальновидными и независимыми, чем их коллеги из "материнской" РПЦ МП. Идея с двумя Соборами – Архиерейским и Поместным – заготовлена специально на тот случай, если "на Собор в Киеве" пожалует Патриарх Алексий II. Ибо если он пожалует на Архиерейский Собор, то наиболее важные решения, касающиеся расширения автономии, будут приняты на Поместном, и наоборот. В ОВЦС МП начинают понимать, что в среднесрочной перспектике "удержать Украину" не удастся, поэтому разрабатывают компромиссные варианты, типа "галицийской автокефалии", чтобы канализировать все "националистические элементы" УПЦ МП в западноукраинские епархии, где Москве все равно никто подчиняться не хочет, а вот позиции УПЦ КП и УАПЦ, имеющих большинство своих приходов именно на западе страны, "каноническая автокефалия" способна была бы серьезно подорвать. Увы, но в Кремле мыслят менее гибко, чем в ОВЦС. Предстоящий визит Путина с Алексием II в Киев призван дать сигнал: украинское православие мы никому не отдадим ни целиком, ни по частям, а со всякими "автономистами" и "автокефалистами" будет работать особый департамент в составе вновь создаваемого (между прочим, по инициативе Путина) Федерального агентства РФ по делам СНГ, с хорошим бюджетом и кадрами, более квалифицированными, чем прежние радетели "церковных интересов" России в Украине Кауров и Фролов.

Во всей этой истории более всего смущает даже не топорная политика России на "украинском фронте" и не хитросплетения украинских канонических-неканонических автономий-автокефалий. Более всего смущает то безропотное послушание, с которым руководство Московской патриархии выполняет политические инвективы, исходящие порой от некомпетентных в вопросах церковной политики, канонического права и реальной церковной жизни "кремлевских мечтателей". Между прочим, и предыдущая широкомасштабная церковно-политическая акция – "воссоединение" с РПЦЗ – была разработана и реализована только державной волей бывшего президента и на немалые державные же средства. Закончилась она не столь триумфально, как планировалось, - большинство общин РПЦЗ разошлось по ее многочисленным "осколкам", но не пошло в МП. Церковные деятели выполняли возложенные на них ритуальные функции как-то вяло, а порой и неохотно. Такие же вялость и неохоту мы наблюдаем и с готовящимся визитом Алексия II в Киев. В Московской патриархии, наверное, лучше, чем в Кремле, понимают, что в нынешних условиях такой визит не способен укрепить "единство русского православия", а напротив, ускорит нежелательные для Москвы процессы. Понимают, но сказать не могут. Ведь у нас вертикаль, и расшатывать ее – грех.

Александр Солдатов,
"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования