Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Свет народам – книжными аутодафе. Недопустимо уподобляться худшим из врагов, сжигавшим еврейские книги


Вопреки распространенному заблуждению, запрета на миссионерскую деятельность в Израиле нет. Уложение о наказаниях (Хок Оншин) запрещает лишь сулить деньги или материальные блага за переход в другую веру. Однако миссионеров в Израиле действительно не любят: одни из религиозных и/или национальных убеждений, другие – за назойливость и не всегда чистоплотные формы "маркетинга" (к примеру, миссионерская литература иногда распространяется под видом иудейской). Миссионеров, впрочем, это не останавливает - они цель видят и в себя верят. К тому же богатые спонсоры периодически дают немалые средства на "спасение Израиля", и не освоить этот бюджет воистину было бы смертным грехом.

Последняя крупная миссионерская кампания развернулась несколько недель назад. Газеты, рекламные щиты и даже автобусы запестрели объявлениями, призывающими евреев обратиться к Иисусу. А в некоторых городах десятки миссионеров двинулись "от двери к двери", раздавая жильцам бесплатную литературу, включая Новый Завет.

Дальше сработал третий закон Ньютона. Вице-мэр города Ор-Иегуда Узи Аарон из религиозной партии "Шас" решил предпринять ответные меры. По его инициативе ученики религиозных школ отправились по квартирам, убеждая жильцов сдавать крамольные книги. Собранный урожай они свалили на площади у синагоги (по другой версии – на заднем дворе религиозной школы) и сожгли.

Не совсем понятно, какую роль сыграл в аутодафе упомянутый вице-мэр. По одним версиям, именно он был инициатором этой затеи. По другим – книги, включая десятки экземпляров Нового Завета, сожгли в его отсутствие. На наш взгляд, принципиального значения это не имеет: во-первых, потому как Аарон выразил полное удовлетворение сожжением книг и даже, по некоторым данным, собственноручно сжег несколько. А во-вторых, был вице-мэр или не был, это не меняет главного – Новый Завет был публично сожжен группой правоверных иудеев.

При всей своей чудовищности, сам по себе этот факт не говорит ничего, поскольку свои отморозки есть, к сожалению, у всех. Как справедливо заметил еще Жаботинский, "мы – народ, как все народы; не имеем никакого притязания быть лучше. В качестве одного из первых условий равноправия, требуем признать за нами право иметь своих мерзавцев, точно так же, как имеют их и другие народы". Гораздо более показательной является в данном случае реакция широкой общественности.

Что касается светских израильтян, то, насколько я могу судить, аутодафе в Ор-Иегуде было осуждено практически всеми, за исключением нескольких правых маргиналов. Мотивы осуждения, правда, варьировались: одних шокировали очевидные ассоциации с деяниями инквизиции и нацистов, других возмутило публичное оскорбление чужих религиозных чувств, третьи справедливо опасались, что подобные действия могут спровоцировать ответную реакцию. Однако общий тон никаких сомнений не вызывал.

Схожим образом реагировали и многие правоверные иудеи (в том числе – практически все близкие друзья автора этих строк), включая раввинов. К примеру, рав Иегуда Гилад из кибуца Лави заявил, что, хотя борьба с миссионерами, безусловно, важна, тем не менее, "недопустимо уподобляться худшим из наших врагов, сжигавшим еврейские книги". С аналогичными заявлениями выступили представители либеральной ортодоксальной группы "Нееманей Тора ве-Авода", лидеры pеформистского иудаизма и некоторые другие.

Однако на религиозной улице прозвучали и другие голоса. Некоторые весьма уважаемые раввины (например, Шломо Авинер из поселения Бейт-Эль) отказались осудить сожжение Нового Завета, поскольку, де, борьба с миссионерами - слишком важная цель, чтобы думать о средствах. А кое-кто пошел еще дальше, объявив аутодафе делом праведным и богоугодным.

Вот, к примеру, что написал в своем блоге американский ортодоксальный раввин Иерахмиэль Китнер (заранее прошу прощение у христиан, чьи чувства эта цитата может оскорбить – народ должен знать своих героев):

"Я так и не понял, что всех возмущает. Люди поступили с миссионерской литературой, как того требует еврейский закон. За что на них наезжают-то? Не, я понимаю. У нас, уроженцев одной шестой - издержки воспитания. Мы к тем книжкам  как к историко-литературному памятнику относимся. У нас половина любимой поэзии и четверть любимой прозы на сюжетах и образах оттуда завязано. Но к нормальным евреям, без этой дурацкой рефлексии, какие претензии? За что они должны "уважительно относится к другой религии"? За то, что убивали наших предков на кострах? За то, что с йошкиным именем и его портретами шли на погромы? За то, что молчали и тихонько радовались во время катастрофы? За то, что когда поняли, что физически не получится, решили духовно? За то, что эти сволочи не жалеют никаких денег в деле оттаскивания евреев от своих корней? Они ж даже не скрывают своих целей. За то, что фильм, где открытым текстом сообщается, что жиды, сволочи, йошку распяли, обошел весь мир и собирал полные кинозалы? За то, что какой-нибудь Вася Пупкин из деревни Ухрюкино, который евреев в жизни не видел, но уже нас ненавидит, потому что верит, что мы распяли его бога?"

Логика р. Китнера совершенно потрясающая. Христиане в прошлом нередко притесняли и даже убивали евреев, сжигали еврейские книги и т.д.? К сожалению, да. Но как эти "преданья старины глубокой" могут служить оправданием мерзких поступков в отношении нынешних христиан? Тем более, что Тора прямо учит нас: "Пришельца не притесняй и не угнетай его; ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской" (Исх. 22:21). Да и Талмуд говорит то же самое: "История об одном чужеземце, который сказал: "Обратишь меня в еврейскую веру, если изложишь всю Тору, покуда я стою на одной ноге". Сказал ему Гилель: "Ненавистного тебе не делай ближнему - в этом вся Тора целиком, остальное лишь истолкование, ступай же и учись" (Шабат, 31а).

В Новом Завете есть не слишком лестные отзывы о евреях? Как будто в Талмуде об Иисусе и христианстве сказаны одни комплименты! К примеру, трактат Гитин 57а утверждает, что на том свете Иисус из Назарета брошен в кипящие экскременты. Когда этот факт стал известен христианам, французский король Людовик IX повелел сжечь Талмуд. По некоторым сведениям, в огонь было брошено двадцать четыре воза (!) еврейских книг. Это аутодафе по сей день справедливо считается одной из величайших трагедий средневековой еврейской истории. Однако по логике р. Китнера Людовик был совершенно прав: если за нелестные отзывы о евреях "справедливо" сжигать Новый Завет, то почему нельзя сжечь Талмуд за нелестные отзывы об Иисусе?

Как уже было сказано, далеко не все иудеи, включая раввинов, разделяют подобные взгляды. Крайне важно, чтобы в нынешней ситуации их голос прозвучал достаточно внятно и громко. Ибо в противном случае многие могут прийти к выводу, что нация, которую нередко называют "свет народам" (Ор ле-Гоим) ныне может светить лишь кострами аутодафе.

И последнее. В своем (более чем умеренном) заявлении по поводу инцидента в Ор Иегуде Правозащитный центр Всемирного русского народного собора выразил надежду, что "власти Израиля адекватно отреагируют на антихристианскую акцию" а также призвал еврейских религиозных лидеров "дать оценку этой провокации с тем, чтобы она не достигла своих целей и не спровоцировала резкого ухудшения иудео-христианских отношений в мировом масштабе".

Это требование нельзя не признать справедливым. Публичное сожжение священных книг другой религии – достаточно серьезный повод, чтобы просто обойти его молчанием. Поэтому весьма странно, что политические и религиозные лидеры Израиля, включая двух главных раввинов, до сих пор не отреагировали на аутодафе в Ор Иегуде. Хочется надеяться, что соответствующая реакция на сожжение Новых Заветов все-таки воспоследует, как в Израиле, так и в диаспоре, поскольку молчание в данном случае легко могут расценить как знак согласия и даже одобрения.

Сильно сомневаюсь, что этот вывод принесет евреям что-нибудь, кроме вреда.

Евгений Левин
для "Портала–Credo
.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования