Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Русское обрезание Президент Путин знает, как это бывает


Обрезание, которое отмечает Православная Церковь на "старый" Новый год, – праздник особенный. Мало сказать, что приходится он на Святки - праздничный период, растянувшийся от Рождества до Богоявления, - он еще совпадает с празднованием памяти одного из главных православных святых, отцов и учителей Церкви – святителя Василия Великого.

На праздник Обрезания православные молитвенно вспоминают, как на восьмой день Своей земной жизни Иисус Христос был по иудейскому обычаю принесен в храм, для обряда обрезания, который стал обязательным для всех иудеев мужского пола со времен Авраама. Книга Бытия (17:9–17) повествует об этом так: "И сказал Бог Аврааму: …сей есть завет Мой, который вы [должны] соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий [младенец] мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени. Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, [ибо] он нарушил завет Мой". Во исполнение этого Завета Христос и был принесен в храм Марией и Иосифом Обручником.

В древние времена иудеи применяли для этого обряда каменные ножи, современный иудаизм пользуется гигиеничными хирургическими инструментами, но суть от этого не меняется. Почему же этот древний иудейский обряд (по еврейски "молах" - מולה) не перешел в христианство?

О том, стоит ли сохранять обрезание в Новозаветной Церкви, произошли большие споры между апостолами. Апостол Павел, который крестил множество бывших язычников, считал, что для них обрезываться необязательно, а другие апостолы, прежде всего апостол Иаков, считали, что на крещенных "от язык" должны распространяться все нормы ветхозаветного закона. Победила точка зрения Павла, который в своих посланиях проводил следующую мысль: Христос принес Новый Завет, требующий не формального, а духовного отношения к Закону ("во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь"), следовательно, обрезание становится духовным, именно -"обрезанием сердца".

Так в христианской традиции обряд "молах" почти исчез. Однако, этот обычай остался, естественным образом, у иудеев и у исламских народов. Строго говоря, в исламе обрезание не обязательно, это не прямая заповедь Аллаха, а только сунна Пророка, однако обряд "хатна" считается у многих мусульманских народов полезным и весьма желательным.

Исламские фундаменталисты считают хатну обязательной. Известен случай, когда один мусульманский общественный деятель выразил сомнения относительно целесообразности мужского обрезания. За это он подвергся уголовному преследованию, которое вполне могло закончиться смертным приговором за вероотступничество. Бывший судья Мустафа Камаль аль-Махдауи стал объектом свирепых нападок как в мечетях, так и в печати, со стороны ливийских религиозных кругов.

Мулла мечети Пророка в Медине (Саудовская Аравия) опубликовал в июле 1992 г. памфлет, распространявшийся в Ливии бесплатно, в котором выступил с требованием к Лиге арабских стран и Организации "Исламская конференция" предать судью коллективной расправе и казнить его, если он не отречется от своих крамольных заявлений. Его книги саудовский мулла потребовал изъять из книжных магазинов и библиотек, сжечь и запретить их чтение кому бы то ни было. Среди прочего, в вину опальному судье ставится отрицание обязательного мужского обрезания, необходимость которого единодушно признана в исламском мире, в том числе и на основании того, что сам пророк Мухаммед был подвергнут обрезанию.

Такая трактовка обрезания, вероятно, не была неведома консультантам российского президента, который, как известно, "затронул тему" обрезания во время Брюссельского саммита стран ЕС в ноябре 2002 г. По словам президента, получалось, что христианам, атеистам и традиционным мусульманам опасность грозит со стороны исламских радикалов, по "установкам" которых эти "категории граждан" подлежат истреблению. При этом - во избежание самовольного и неконтролируемого проведения исламских обрядов - Путин заявил о том, что у российской власти есть штат специалистов по "хатне": "Если вы хотите стать радикальным исламистом и готовы пройти обряд обрезания, тогда я приглашаю вас в Москву. У нас много разных религий. У нас есть специалисты в этой области. Я порекомендую им, чтобы они провели операцию так, чтобы у вас больше ничего не выросло".

Последние слова надо, видимо, отнести на счет "крутой" риторики, которой иногда увлекается российский президент (чего стоит незабвенное "мочилово в сортире"!) и которая обеспечивает ему симпатии массового избирателя. После хатны, как и после древнеиудейского молаха, "ничего" и не должно "вырасти". Вероятно, президент имел в виду что-то вроде: "У вас отрежут не только положенное, но и все остальное".

Скандал вокруг этой туманной реплики президента РФ разгорелся не сразу. Президентские переводчики как-то замялись и не перевели ее на английский язык. Потребовалось два дня для того, чтобы европейские политики окольным путем – через российскую прессу – узнали о самом существовании этой фразы.

Однако, российские мусульмане - в том числе, самые безобидные и "традиционные" - восприняли реплику президента как определенный политический знак. Во-первых, знак того, что центральная российская власть все же "христианская", и относится к исламу и его обрядам как к законному поводу для шуток. Коль скоро российские власти пошли по пути формирования системы "государственной религиозности", то, полагают мусульманские идеологи, неплохо наравне с "государственной православной церковью" иметь и "государственную исламскую умму", чтобы, по крайней мере, религиозные обряды обоих "признанных религий" уважались в одинаковой степени. Во-вторых, это знак того, что "религиозность" российской политической элиты - весьма поверхностная, наносная, она изобилует "белыми пятнами", но обладает большим политическим гонором. Дескать, "и этой сферой мы должны управлять", а коли так, то обрезать и крестить у нас должны так, как это необходимо "в интересах построения эффективной вертикали власти". Но можно ли управлять вслепую?...


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования