Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Миссия или церковная политика? Вернувшись со Святой Земли, о. Андрей Кураев не ограничился заявлением о "зажигалке" и предложил очень рискованный миссионерский проект


Целенаправленным миссионерством среди евреев РПЦ МП не занимается. Во-первых - потому что перед ней стоят куда более насущные и злободневные задачи по христианизации коренного населения России, забывшего "дорогу к храму" за семьдесят лет государственного атеизма. А во-вторых - потому что в определенных церковных кругах весьма сильны антиеврейское настроения, в том числе и с особой силой направленные против евреев-христиан.

Поэтому недавнее заявление диакона Андрея Кураева оказалось для многих полнейшей неожиданностью. Вернувшись со Святой Земли, "диакон всея Руси" вдруг заявил, что Русской Церкви следует начать интенсивную миссионерскую деятельность... среди русскоязычных евреев Израиля: "Здесь есть уникальнейшая возможность для роста православия в целом, потому что сюда приехали десятки и сотни тысяч русских евреев".

Далеко не все русскоязычные израильтяне из бывшего Союза - евреи по Галахе. Поскольку религиозный истеблишмент Израиля активно противится их интеграции в еврейский коллектив, православие могло бы стать для некоторых из них своего рода формой "протестного голосования". Однако, судя по интервью, о. Андрей собирается миссионерствовать не среди них, но именно среди евреев - поскольку, по его мнению, "это ведь уникальнейшая миссионерская возможность: через евреев, пронизанных европейской и русской классикой, можно было бы донести свет Евангелия до всего Израиля".

Каковы реальные перспективы подобного проекта, если кто-нибудь пожелает его осуществить? Думаю, что весьма незначительные. В свое время различные иудейские организации потратили много сил и средств, чтобы вернуть русскоязычных евреев к "религии предков". Коллективными усилиями им удалось обратить, по самым оптимистичным подсчетам, несколько десятков тысяч из почти миллиона репатриантов. Причин у этого провала много: недостаточная аттрактивность современного иудаизма, многочисленные ограничения, накладываемые иудейским образом жизни, незнание и непонимание многими "миссионерами" русскоязычной аудитории и т.д. Однако главная, на наш взгляд, причина заключалась в отсутствии у новых израильтян серьезного интереса к религиозным вопросам. По большей части секулярный образ жизни и мышления их вполне удовлетворял и удовлетворяет.

Правда, многие еврейские репатрианты придерживаются некоторых иудейских обычаев - делают обрезание новорожденным мальчикам, вступают в брак и хоронят умерших по еврейскому обряду, зажигают субботние свечи, постятся в Судный День... Однако подобное поведение является либо подражанием нормам светского израильского общества, либо вызвано национальными и/или эстетическими соображениями. Религиозные мотивы в этих случаях либо вторичны, либо вовсе отсутствуют.

Разумеется, отсутствие серьезного интереса к религии не всегда означает, что христианская миссия обречена на провал. К примеру, в России далеко не каждое крещение является следствием напряженного духовного поиска. Однако в этих случаях действует другой фактор - быть "православным" (беру это слово в кавычки, поскольку к подлинной вере данный феномен имеет весьма опосредованное отношение) либо модно, либо престижно, либо просто необходимо "для продвижения по службе" и подтверждения своей политической лояльности "православному" режиму. Однако в Израиле мода на религию отсутствует, а общий тон жизни задает секулярная элита, доминирующая практически во всех сферах: политике, экономике, армии, науке, культуре... В этой ситуации в церковь или синагогу можно привлечь лишь тех, кто подлинно ищет Бога. Каковых, как было сказано, среди русских евреев весьма немного.

Еще более утопичными выглядят планы повлиять через русскоязычных евреев на израильское общество в целом. Происходящим на "русской" улице коренные израильтяне практически не интересуются. Что же до местных ивритоязычных СМИ, то голос русскоязычных израильтян в них практически не слышен. Поэтому даже если миссионеры типа Кураева и смогут окрестить сколько-то новых израильтян, никакого влияния на общий культурно-религиозный климат страны, о котором говорит о. Андрей, этот факт не окажет.

Кроме того, следует помнить, что на многих израильтян, в том числе власть имущих, слово "миссия" действует как красная тряпка на быка. Так что попытка миссионерствовать в их среде не только не даст ожидаемых "количественных показателей", но и может существенно навредить (немногочисленным) православным Израиля, в частности, заморозив решение некоторых насущных проблем, с которыми они ежедневно сталкиваются.

К примеру, на парламентской конференции по проблемам гиюра, о которой мы в свое время писали, одним из участников был поднят весьма серьезный вопрос об отсутствии в израильской армии капелланов-священников (капеллан-имам некоторое время назад появился). Эта проблема является действительно очень серьезной. Не потому, что сейчас православные солдаты не имеют "духовного окормления" (большинство из них в нем не нуждаются, поскольку являются "православными" лишь номинально), но потому, что они воюют и гибнут наравне с еврейскими товарищами по оружию, а без армейского капеллана организовать похороны по православному обряду порой бывает невозможно. (По крайней мере, один такой случай имел место несколько лет назад, когда армия, по просьбе родителей погибшего бойца, безуспешно пыталась найти в Иерусалиме священника, который согласился бы совершить отпевание). С учетом израильских реалий решение этой проблемы в любом случае будет нелегким. Если же пройдет слух, что православная Церковь планирует миссионерствовать среди евреев, то об армейских священниках можно будет забыть навсегда.

В свете всего сказанного не может не возникнуть вопрос: зачем Кураеву, известному острым умом и определенной практической сметкой, влезать в столь безнадежное предприятие?

Некоторые израильтяне, услышав об этой новости, предположили, что речь может идти о сознательной провокации. Однако, на наш взгляд, неожиданное заявление "диакона всея Руси" может иметь и иное, вполне прагматическое объяснение - не имеющее никакого отношения к обращению евреев, но непосредственно связанное с политикой РПЦ МП на Святой Земле.

В последние месяцы Московская патриархия (а также - стоящее за ее спиной российское руководство) предприняла ряд шагов с целью укрепления своего влияния и присутствия в Израиле. При этом наступление активизировалось одновременно по нескольким направлениям. Во-первых, резко возросли усилия по возвращению бывшей церковной собственности, находящейся в настоящее время под контролем Израиля - в частности, знаменитого иерусалимского Сергиевского подворья, которое, возможно, будет передано России уже этим летом. А во-вторых, накануне Пасхи имела места мощная атака на потенциальных "конкурентов", в лице Иерусалимского патриархата. Первый выстрел этой войны совершил не кто иной, как диакон Андрей Кураев, публично обвинивший Патриарха Феофила в "русофобии".

В контексте этой политики "миссионерское" заявление Кураева становится вполне понятным. Ибо упоминание о миссии среди русских евреев дало диакону лишний повод поддеть Иерусалимскую патриархию, которая, по его мнению, "не обладает достаточными ресурсами для того, чтобы работать с этой группой".

Действительности это заявление соответствует не вполне. К примеру, иерусалимский священник Александр Виноградский весьма успешно работает с русскоязычными израильтянами - как неевреями, так и евреями. Однако когда идет пропагандистская война, объективные факты принципиального значения не имеет. Главное - лишний раз уязвить противника. А также - найти лишний довод, который можно использовать в оправдание собственной политики.

Евгений Левин, Иерусалим,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования