Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

В последний раз служим? Если дрейф российской политической системы в сторону "парламентской республики" продолжится, то нужда в предстоятеле РПЦ МП при смене власти отпадет


Церемония вступления в должность главы республиканского (т.е. формально немонархического) государства в современном мире в большинстве случаев имеет – в той или иной форме "религиозную составляющую". В современных социальных науках, говоря о таких случаях, обычно используют специальный термин – "гражданская религия". Вообще, он применяется для характеристики широкого круга публично демонстрируемых и общих для всех граждан данного государства символов и ритуалов, призванных являть национальное единство. Практикуются такие ритуалы как в обществах, не имеющих установленных законом государственных религий, так и там, где формальный статус государственной конфессии за той или иной институцией еще сохраняется, однако по сути религия уже перешла в сферу частных интересов и индивидуальных предпочтений.

К числу важнейших гражданско-религиозных церемоний относятся инаугурационные мероприятия в президентских республиках. В том же Израиле, где президент страны – фигура номинальная, глава государства избирается депутатами парламента. Поэтому отношение к его вступлению в должность, скорее, будничное, рабочее. О гражданско-религиозном значении глав правительств, как правило, говорить не приходится. Сама эта должность определяется как техническая, либо производная от воли главы государства (как, допустим, это происходит в сегодняшней России), либо зависящая от расклада политических сил, математически фиксируемого по результатам парламентских выборов (как в Украине). Какая вокруг такого премьера может быть мистика? – Всё предельно рационально.

По-разному в разных "гражданских религиях" может определяться степень участия в национально значимых ритуалах действующих конфессий. Но одна тенденция здесь определённо просматривается: для поликонфессиональных обществ характерно стремление власти опереться на символическую, включая молитвенную, поддержку как можно большего числа вероисповеданий. Неслучайно в соседней Украине была введена церемония, как минимум, ежегодных молитв глав широкого спектра конфессий за общую для всех Украину. Даже не очень охочие до посещения культовых зданий христианских вероисповеданий иудеи согласились участвовать в таких церемониях.

Так что в этом отношении Россия представляет собой исключение из общего правила. В результате власти, с одной стороны, приходится слишком нарочито подчёркивать то обстоятельство, что участие лидеров конфессий в инаугурационных церемониях глав государств относится к области принятой во всём мире практики политкорректности, а, с другой - тут же, на глазах всего мира, игнорировать вполне уважаемые вероисповедания, весьма представительные в России. В непубличных разговорах чиновники, конечно, любят ссылаться на отсутствие места в залах Большого Кремлёвского дворца. Впрочем, на худой конец, кой-кому - католикам и, кажется, всё-таки старообрядцам (мгновенная демонстрация на экранах вида со спины позволила увидеть камилавку, напоминающую те, что носят старообрядческие архипастыри) - достаются места в зоне, отведённой для дипкорпуса. В более "престижном" секторе Общественной палаты бросался в глаза стоявший у прохода управделами патриархии митрополит Климент (Капалин). Патриарх РПЦ МП стоял тоже отдельно - но первым, у подножья подиума, на котором вступавший в должность президент принимал присягу.

Впрочем, те, кто помнят инаугурации первого президента России Бориса Ельцина образца 1991-го и 1996-го, наблюдая нынешний ритуал, легко могли обнаружить отличия, касающиеся степени участия предстоятеля РПЦ МП. Тогда Алексий II произносил приветствие и призывал Божие благословение на державные труды. Формально разъяснялось, что это делается как бы от имени всех верующих страны и всех конфессий, но благословляющий обряд "именословным перстосложением" и знаком креста Патриарх совершал все-таки по чину своей конфессии, причем отвергаемому, например, ее старообрядной частью.

Любопытную историю рассказал мне в начале 1990-х политолог и журналист Денис Драгунский, которому, в свою очередь, поведал её совсем забытый ныне политик того времени Виталий Уражцев. При подготовке к церемонии первой инаугурации Бориса Ельцина самое активное участие в разработке её ритуала принимала Галина Старовойтова. По замыслу Старовойтовой, как рассказывал Виталий Уражцев, предлагалось, чтобы каждый представитель от конфессии (понятие "традиционных конфессий" тогда в политическом лексиконе отсутствовало) произносил своё приветствие самостоятельно. Демократичный сценарий, устроивший бы всех и выглядящий весьма респектабельно, прежде всего, внутри страны, якобы похоронил всесильный подчинённый Ельцина по аппаратным вопросам Геннадий Бурбулис. Он предложил ограничиться вариантом более актуальным, как, по всей видимости, ему казалось, в тогдашней политической обстановке "перетягивания" каната между формировавшимися российскими властными структурами и союзно-КПССовскими институтами власти. "Символический капитал" РПЦ МП казался ряду политиков более важным на чаше весов, другое "плечо" которых было нагружено гражданскими свободами, демократическими принципами и идеалами политкорректности.

В любом случае, нынешний ритуал президентской инаугурации с элементами особого участия в нём РПЦ МП, остающийся, как это особо подчёркивается, неизменным в основных своих деталях с 2000 года и демонстрирующий преемственность власти, оставляет открытым вопрос о том, увеличилась ли символическая роль РПЦ МП в акте передачи высшей власти в стране. Публично-вербальное патриаршее благословение, произносившееся в светском пространстве, в путинской версии выведено в формат частного, хотя и полуофициального молебна. Однако при этом Патриарху во время основного ритуала отводится почётная роль "дядьки" - "духовного водителя" начинающего президента, ибо Патриарх стоит к нему ближе всех прочих знатных особ, даже ближе собственной жены.

Само появление в 2000 году православного "приложения" к основному гражданско-религиозному ритуалу в виде частной церковной церемонии "первого лица" в домовом соборе Московских царей весьма соответствовало тому образу Путина, который формировался в начале его президентства. Среди прочего, уделялось внимание тому обстоятельству, что Путин имеет духовника (крайне редкое явление для среднестатистического россиянина, считающего себя "православным"). Потом, впрочем, об этом вспоминали всё реже и реже. Разумеется, иерархов и иереев определённо раздражала регулярная демонстрация президентом с заоблачно высоким рейтингом популярности "народной церковности".

Сегодня, кажется, впервые после 2000 года завершающую часть напутственного молебна, во время которой Дмитрий Медведев заверил предстоятеля РПЦ МП о дальнейшем развитии "добрых, доверительных отношений" именно с его конфессией, впервые показали по государственному телевидению.

О чём это говорит? В принципе, можно строить по этому поводу любые догадки, и каждая из них будет иметь под собой какую-то почву.

Определённо можно сказать лишь то, что относится к сфере выстраивания институциональных отношений высшей государственной власти (часть полномочий которой теперь сосредоточится в руках кабинета министров во главе с Владимиром Путиным) с корпоративно-организованными группами, к числу коих по ряду формальных признаков принадлежит и РПЦ МП.

Сдерживание амбиций – так в общих чертах можно охарактеризовать эту политику. И признаки того уже имеются, взять хотя бы прошлогоднюю историю с ограничением возможностей экспансии ОПК через региональный и школьный компоненты.

Но сейчас, кажется, важнее другое: успокоить – и "силовиков", и близкую к ним Церковь, претендующую на формирование "национальных идей".

Михаил Жеребятьев,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования