Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Внезапные жертвы внутрирелигиозной войны. Противостояние ультра-ортодоксов и религиозных сионистов может обернуться трагедией для тысяч израильтян


Как мы уже писали, в мае 2007 года обычный бракоразводный процесс в Израиле неожиданно обернулся громким скандалом - ашдодский раввин Атиа объявил недействительным гиюр (обращение в иудаизм), который разводящаяся женщина прошла за пятнадцать лет до этого. Одновременно Атиа подверг беспрецедентно жесткой критике раввина Хаима Друкмана, в течение многих лет возглавлявшего Государственное управления по гиюру при канцелярии премьер-министра. Недавно это дело получило еще более громкое продолжение.

Не согласившись с решением ашдодских раввинов, "бывшая еврейка" подала апелляцию в Верховный раввинатский суд страны. Три месяца назад апелляция была рассмотрена тремя раввинами Верховного суда во главе с р. Авраамом Шерманом. По словам р. Друкмана, разбирательство происходило в лучших традициях российского судопроизводства времен гоголевского Ляпкина-Тяпкина, т.е. в отсутствие всех заинтересованных сторон. В частности, сам Друкман, по его словам, был приглашен высказать свое мнение через неделю после окончания слушаний - уже после того, как судебное решение было принято!

Согласно решению апелляционной "тройки", приговор ашдодского раввина был оставлен в силе. Однако на этом раввины решили не останавливаться. И легким движением руки объявили недействительными ... все гиюры, проведенные управлением р. Друкмана, начиная с 1999 года! В соответствии с этим решением, документ о прохождении гиюра отныне не является доказательством еврейства. Соответственно, каждый регистратор браков обязан самостоятельно решать, похож ли, по его мнению, обладатель сертификата о гиюре на "настоящего", т.е. соблюдающего заповеди еврея — или в его еврействе следует усомниться.

Поскольку главный раввин Израиля, р. Шломо Амар не согласился с решением своих коллег, он предпринял попытку не допустить публикации этого постановления. Те, однако, проигнорировали мнение своего непосредственного начальника. Решение по ашдодской апелляции было опубликовано - и произвело эффект разорвавшейся бомбы.

Точного количества людей, прошедших гиюр в последние годы, никто не знает. Однако известно, что речь идет о тысячах граждан Израиля, чье еврейство в одночасье оказалось под вопросом. За это время многие из новообращенных обзавелись семьями "по закону Моисея и Израиля" - в соответствие с раввинским решением, все эти браки могут оказаться недействительными. Прошедшие гиюр в подавляющем большинстве женщины, а иудаизм определяет еврейство по матери - в результате все дети, рожденные в этих браках, могут быть "исключены из евреев".

В числе пострадавших оказались не только рядовые репатрианты. К примеру, сын Иосефа Шагала, депутата Кнессета от партии "Наш Дом - Израиль", женат на девушке, прошедшей гиюр, подписанный р. Друкманом. В соответствии с последним постановлением, внуки израильского парламентария - отныне неевреи.

Формально постановление раввината касается только вопросов бракоразводного права. Однако у этого решения могут быть и другие последствия. Некоторые прозелиты, не имевшие родственников-евреев, получили израильское гражданство только на основании документа о прохождении гиюра (в соответствии с Законом о Возвращении, человек, принявший иудаизм, тем самым получал право на репатриацию). Соответственно, если решение р. Шермана останется в силе, то теоретически этим людям может грозить депортация.

Впрочем, для тех, кто немного знаком с религиозно-политической кухней Израиля, последний скандал принципиальной новостью не стал. Р. Друкман и большинство его единомышленников в вопросах гиюра - религиозныe сионисты. А раввины Атиа и Шерман - представители ультра-ортодоксии, чьи позиции в государственном раввинате Израиля непрерывно усиливаются на протяжении многих последних лет.

Осенью прошлого года ультра-ортодоксы из раввината попытались резко изменить ситуацию в свою пользу, пересмотрев религиозное законодательство, касающееся заповеди Субботнего года (в свое время мы уже писали об этом скандале). Однако тогда коса нашла на камень. Против ультра-ортодоксов возникла широкая неформальная коалиция, в которую вошли раввины-сионисты, производители и торговцы сельхозпродукцией, политики-либералы, всегда готовые "подкузьмить благочестивцам", министерство сельского хозяйства и т.д. В итоге все закончилось постановлением Верховного суда, признавшего действия раввината незаконными.

Осенью ультра-ортодоксам пришлось смириться. Однако, говоря зощенковским языком, при этом они "затаили в душе хамство". И воспользовались первым же случаем, чтобы нанести религиозным сионистам ответный удар. Возможно, сработал еще один фактор - некоторое время назад правительство приступило к обсуждению рекомендаций специальной комиссии, созданной с целью выработки мер по упорядочению и облегчению гиюра. В этой ситуации ультра-ортодоксы, возражающие против любых послаблений в этом вопросе, могли решиться действовать превентивно.

Разумеется, сдаваться без боя сионисты не собираются. Решение по ашдодской апелляции было подвергнуто ими резкой критике, временами с переходом на личности. А депутат от Национально-религиозной партии Звулон Орлев поспешил внести законопроект о выведении вопросов гиюра из-под юрисдикции государственного раввината. По мнению Орлева, для решения этих вопросов следует создать особые раввинские суды, в которых будут представлены исключительно "раввины патриотической ориентации", служившие в армии и читающие молитвы о благополучии Государства Израиль (подавляющее большинство ультра-ортодоксов не делает ни того, ни другого). Правда, не совсем понятно, что это даст, если государственный раввинат, подконтрольный ультра-ортодоксам, откажется признавать эти гиюры.

С логической точки зрения, израильскому правительству стоило бы поддержать религиозных сионистов, поскольку массовое "исключение из евреев" грозит стране множеством лишних неприятностей. Однако государственная целесообразность в данном случае может столкнуться с реалиями повседневной политики: премьер Ольмерт неоднократно высказывал готовность к дальнейшим территориальным уступкам, против которых национально-религиозный лагерь категорически возражает. Если правительству потребуется ратифицировать новые соглашения с палестинцами, то без поддержки или хотя бы нейтралитета ультра-ортодоксов это будет практически невозможно. В этой ситуации ссориться с ними Ольмерт, скорее всего, не захочет.

Правда, на сегодня у р. Друкмана есть еще один влиятельный союзник - главный сефардский раввин Израиля Шломо Амар, занимающий пост председателя Верховного раввинского суда. Р. Амар уже заявил о несогласии с решением своих коллег и о своем желании добиться его отмены. Но и здесь трудно сказать, хватит ли у него сил и влияния противостоять прессингу ультра-ортодоксов.

Чем закончится этот скандал, сегодня не берется сказать никто. Рискну предположить, что в конечном итоге все закончится "компромиссом": тех, кто прошел гиюр, оставят в покое, однако при этом резко устрожат правила для других потенциальных прозелитов. К чему это приведет, мы уже писали: во втором-третьем поколении репатрианты-неевреи будут уже полностью израильтянами. В результате резко увеличится количество браков между коренными израильтянами и израильтянами-неевреями. Потомки от этих браков, в свою очередь, тоже окажутся "гоями", не имеющими права вступать в брак с евреями. Через два-три поколения это с большой вероятностью приведет к национальному расколу.

И последнее. Какие бы цели ни преследовали раввины-ультра-ортодоксы, заложниками их политико-религиозных игр оказались тысячи семей. Не думаю, что в глазах израильского общества это добавит уважения к "еврейству Торы" и его религиозным ценностям. Скорее наоборот: циничные манипуляции "во имя Господа" приведут лишь к дальнейшему отторжению "иудаизма".

Не думаю, что раввины хотели именно этого. Однако ничего другого из их деятельности получиться не может.

Евгений Левин, Иерусалим,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования