Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Месяц мусульманского единства


Мир ислама еще менее един, нежели мир христианский. У мусульман не существует никаких институциональных форм единства, объединявших бы Умму (да и есть ли она – Умма - в единственном числе?). Никакого подобия того, что у христиан называется Церковью, или той сангхи, которая у тибетских буддистов замкнута на Далай-ламу. Поэтому дать обобщающее определение исламского мира оказывается очень сложно.

Ислам объединяют не институты, а символы и ритуалы. И важнейшим ритуалом, зримо выявляющим единство мусульман разных традиций с разных концов земли — хадж, паломничество в Мекку к Каабе и в Медину, к могиле пророка, которое собирает ежегодно десятки тысяч мусульман – мужчин и женщин, белокожих и чернокожих, богатых и не очень, суннитов, шиитов, ваххабитов со всех концов земли. Если любой иной исламский обряд и исламский символ означает лишь то, что мусульмане разных исламских традиций располагают одним и тем же начальным "религиозным капиталом" — верою в Единого Бога и миссию пророка Мухаммеда, обладанием Священным Кораном, обязанностью совершать намаз, поститься в рамадан и отдавать закят, то хадж заставляет волей-неволей воплотить исламское единство в ощутимые физически формы. Для того, чтобы участвовать в хадже паломникам из Индонезии и Марокко, Татарстана и Саудовской Аравии необходимо собраться в одно и то же время в одном и том же месте, причем месте, где, нельзя не признать, довольно тесно – и приходится стоять и идти буквально плечом к плечу.

Значение этого факта трудно недооценить — мир ислама как на ось насажен на Каабу и ритуальный обход вокруг этой святыни, съемки которого, что и говорить, заворожат любого, порой, кажется, превращается в суфийский зикр вырывающий мусульманина из пут повседневности к подлинной мистике, которую внешние критики этой религии порой не хотят видеть за кажущейся кое-кому "плоской" обрядовой основой ислама.

Хадж имеет не только религиозное, но и огромное социально-политическое значение. Пока существуют святыни Мекки и Медины, пока ежегодный хадж совершается, исламский мир был и остается единым пространством в том числе, в каком-то смысле и политическим пространством. Коль скоро – хадж — долг каждого мусульманина, который может его совершить, то для мусульман всего мира играют и будут играть дальше огромную роль вопросы обеспечения коммуникаций со святынями, наличие удобной и безопасной дороги между любым местом где есть мусульмане и Меккой и Мединой. Подобное пространство не может не тяготеть к некоторой гомогенности, и уж точно сохраняет потенциальную возможность гомогенизации…


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования