Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Скромницы солнечного дома: "секта" или тенденция? Чем вызвано и к чему приведет усиление строгости в отношении внешнего вида и поведения членов ортодоксальных иудейских общин?


Детей в Израиле любят. Поэтому общество и правоохранительные органы достаточно жестко борются с насилием против детей, в том числе внутри семьи. Правда, в последнее время полицию и социальные службы нередко критикуют за то, что они то и дело перегибают палку, принимая за "насилие" достаточно невинную оплеуху или даже шлепок. Однако, комментируя историю, случившуюся недавно в Бейт-Шемеше, даже самые последовательные критики вынуждены были признать, что силовое вмешательство было совершенно необходимым.

54-летняя жительница этого небольшого городка, расположенного между Иерусалимом и Тель-Авивом, была арестована за издевательство над своими детьми. Как показало следствие, женщина регулярно избивала детей тяжелыми предметами и электрическими шнурами, тушила об их кожу зажженные спички, морила их голодом и т.д. При этом за медицинской помощью родители никогда не обращались - единственным лекарством, которым мать лечила детские травмы и синяки, было льняное масло.

Сообщение об аресте садистической матери потрясло не только жителей "Дома Солнца" (именно так переводится с иврита название города Бейт-Шемеш), но и весь Израиль. Однако жизнь на Ближнем Востоке слишком насыщена событиями. А посему об этой трагедии все забыли бы через два дня, если бы не одно "но": арестованная мать-изуверка была хорошо известна в ультра-ортодоксальной общине Бейт-Шемеша, где она возглавляла небольшую, но сплоченную группу "ревнительниц скромности".

Подобно православию или исламу, иудаизм также считает, что женская одежда должна соответствовать правилам скромности: быть не слишком яркой и обтягивающей, прикрывать определенные части тела и т.д. Конкретные нормы меняются от общины к общине. В целом у религиозных сионистов они более мягкие, у ультра-ортодоксов - более жесткие. Однако бейт-шемешские скромницы сумели поразить своей ревностью даже самых суровых раввинов.

Представительницы этой группы почти не выходят из дома, а когда появляются в публичных местах или встречаются с посторонним человеком, надевают на себя гораздо больше платьев, плащей и покрывал, чем любая афганская или саудовская мусульманка. Некоторые женщины из группы дошли до того, что попросту облачились в мусульманские "бурки", полностью скрывающие и лицо, и тело. Отдельные "скромницы" отказались даже от прорезей для глаз в своих "чадрах", и ходят по улицам, как слепые, с дочерьми в роли поводырей. Так же сурово соблюдаются заповедь молчания и запрет на общение с мужчинами: члены группы отказываются разговаривать с мужчинами даже по телефону.

Даже на фоне израильской ультра-ортодоксии, которая, мягко говоря, в излишней терпимости не замечена, бейт-шемешская община прославилась своим фанатизмом. К примеру, именно в этом городе имели место несколько случаев насилия, вызванных желанием ревнителей благочестия добиться того, чтобы в общественном транспорте мужчины и женщины сидели в разных частях салона. Несколько раз ультра-ортодоксы забрасывали некошерные автобусы камнями, один раз даже вынудив водителя выстрелить в воздух. Другой раз пятеро ортодоксов набросились с кулаками на религиозную пассажирку, посмевшую сесть в автобусе рядом с солдатом. Не осталась без внимания ревнительниц и сфера обслуживания - в городской торговый центр перестали пускать женщин, одетых, по меркам ревнителей, недостаточно скромно.

Однако ревность местных скромниц оказалась чрезмерной даже для их собственной общины. Местные ультра-ортодосы не только содействовали задержанию подозреваемой (в частности, убедив ее открыть дверь и сдаться полиции), но и подвергли остракизму остальных "сектанток". Кроме того, община активно работает со СМИ, убеждая всех и каждого, что речь идет о маргинальной группе полуненормальных, которые никак не могут представлять подлинную традицию ортодоксального иудаизма. "Мы всегда знали, что они сумасшедшие", - заявил Шмуэль Попенхайм, пресс-секретарь одной из самых радикальных групп израильской ортодоксии.

С формальной точки зрения, все это действительно так. Даже среди ультра-ортодоксов, подозреваю, не найдется и трех раввинов, которые одобряли бы "бурки" и уж тем более считали их непременным атрибутом скромной еврейской одежды. Однако при этом нельзя забывать и другую сторону медали - даже если речь идет о "сумасшествии", то оно возникло далеко не на пустом месте. Ибо на теме скромности "помешаны" не только бейт-шемешские затворницы, но и, в той или иной степени, вся ультра-ортодоксия.

Да, хиджаб в этих общинах (еще) не носят. Однако принятые там нормы скромности недалеко ушли от кабульских: длинные плотные юбки или платья неброских цветов, блузки, закрывающие руки до запястий, толстые чулки, для замужних женщин – еще и парик или платок, полностью скрывающий волосы. Причем с каждым годом эти нормы становятся все строже и строже. То, что раньше позволяли себе жены и дочери раввинов и "праведников", сегодня немыслимо даже в простых семьях. К примеру, жена последнего Любавического ребе, Хая-Мушла Шнеерсон, носила блузки, слегка приоткрывающие ключицы. Однако в наши дни этот фасон уже считается нескромным. Поэтому в новых изданиях знаменитая фотография жены Машиаха появляется лишь в отретушированном виде, без всяких намеков на разрез.

То же самое относится и к разделению полов. Школьная система у ультра-ортодоксов раздельная, начиная с яслей; на свадьбах и других семейных торжествах женщины всегда сидят раздельно от мужчин. Даже автобусы, где женщины сидят сзади, а мужчины спереди, придумали не в Бейт-Шемеше - другие общины уже давно взяли на вооружение это иранское ноу-хау.

Вопросам скромности придается в общине совершенно эсхатологическое значение. Если верить отдельным пропагандистам, едва ли ни все беды мира происходят оттого, что еврейские женщины носят слишком короткие юбки или недостаточно плотные чулки. Вот, к примеру, отрывок из типичной статьи, опубликованной одним из кошерных журналов:

"Состояние безопасности в стране на сегодняшний день просто ужасающее. – Мало кто усомнится в правдивости данного утверждения рабанит Розенгартен. – Враги окружают нас со всех сторон, в том числе и внутри. Но Вс-вышний спасает нас от их рук. Правда, при одном условии: при том, что мы будем соблюдать законы скромности и жить в святости. Об этом говорится прямым текстом в Торе. Так неужели не стоит делать устрожения в скромности, лишь бы не лишаться Б-жественного Провидения?".

К официальной пропаганде добавляется народная. Например, несколько лет назад ультра-ортодоксальные кварталы были наводнены самодельными плакатами, в которых анонимный рифмоплет извещал благочестивую публику, что те, кто пренебрегает законами скромности, на том свете будут брошены в кипящие экскременты.

Впрочем, непрерывное устрожение в вопросах скромности свойственно и другим ортодоксальным общинам, в том числе более открытым и либеральным - религиозных сионистов. Еще поколение назад совместное обучение в начальной и средней школе было для этой общины нормой. Сегодня же все больше родителей посылает детей в школы с раздельным обучением. Постоянной критике подвергается также молодежное движение "Бней-Акива", предусматривающее совместную деятельность мальчиков и девочек, - раввины, педагоги и родители чем дальше, тем отчетливей предпочитают ему "более кошерные" альтернативы.

После 1967 года, когда Стена плача оказалась под контролем Израиля, возле нее была установлена перегородка, отделяющая мужскую половину от женской. Однако, придя к Стене несколько дней назад, я увидел еще одно заграждение, разделяющее, на этот раз, площадь перед стеной. Табличка, повешенная на нем, гласила, что это сделано по указанию раввина Стены, поскольку, де, "святость места" требует полного разделения между полами. Правда, большинство молящихся, включая ультра-ортодоксов, не обращало на новую перегородку никакого внимания. Тем не менее, с точки зрения "тенденции" этот факт является достаточно красноречивым.

В этой ситуации появление "бейт-шемешских талибанш" выглядит вполне закономерно. Возможно, эти женщины действительно были религиозными фанатичками, причем с определенными психологическими проблемами - с учетом, того, что "секта" состояла в основном из неофиток, выросших в нерелигиозной среде. Однако никакой психоз не смог бы развиться до такой степени, если бы ни атмосфера всеобщей истерии вокруг "скромности", в которой эти женщины очутились. Поэтому, говоря языком З. Жаботинского, любые отбросы характеризуют не только себя, но и, прежде всего, выделяющий их организм.

В будущем следует ожидать одного из двух. Либо нынешняя тенденция к бесконечному устрожению в вопросах скромности наконец изменится - на что лично у меня надежды мало. Либо же скромницы из Дома Солнца станут лишь первой из экзотических "сект", которыми удивит мир израильская ультра-ортодоксия.

Евгений Левин, Иерусалим,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования