Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Что пожнет, кто сеет "Фитну"? Видеоролик голландского политика - новое звено в цепочке провокаций в непростое для христианско-мусульманских отношений время


По имеющимся сообщениям, именно на день 28 марта (теперь его можно смело назвать "черной пятницей" христианско-мусульманских отношений) была назначена премьера активно разрекламированной "документальной" картины, созданной, заметим, не режиссером, а политиком - лидером ультраправой Партии свободы Нидерландов Геертом Вилдерсом, - "Фитна". Короткий, 15-минутный, но очень емкий фильм являет собой классический пример "цивилизационного приговора" исламу как религии, служащей источником насилия, дикости и всяческих бед для современного мира, ставящего под вопрос саму возможность дальнейшего существования и развития этого мира.

Несмотря на препятствия со стороны властей, Вилдерсу удалось разместить свой фильм в сети. Теперь довольно большому количеству западных обывателей, учитывая тамошний уровень компьютеризации, удастся его посмотреть. По данным к моменту написания этого комментария, фильм уже скачало более трех миллионов пользователей, и это только начало.

Основная идея документального ролика - показать, что ислам, именно как религия, благодаря его священному писанию – Корану - является источником экстремизма, терроризма и тотального человеконенавистничества, "срываемого" на немусульманах. В фильме не приводится никаких новых аргументов и фактов по этому вопросу. Перед нами малодинамичный видеоряд на фоне заунывного саундтрека: слева - Коран, выборочные суры из которого приводятся в виде титр, справа - кадры трагедий в Нью-Йорке, Мадриде и Лондоне. В принципе, и то, и другое публика видела неоднократно. О взаимосвязи того и другого сказано и написано столько, что никто и никогда этого объема текстов не осилит. Но, очевидно, не зря г-н Вилдерс обратился к жанру кинематографии. Ведь для "важнейшего из искусств" (с точки зрения профессионального пропагандиста) важно не что показать, а как показать. Ну, а последнее автору уж точно удалось, поскольку фильм неизбежно вызывает у любого нормального зрителя негативные эмоции, перерастающие в гневный протест против зла и насилия.

Но это только у "нормального" зрителя, чье представление об исламе исчерпывается телекартинкой наподобие той, что представлена в фильме. Зритель же более или менее знающий, а тем более – связанный с религиозной традицией ислама, сразу же обнаружит, что ему показывают то, и только то, что хочет видеть автор "Фитны". То есть взрывы, катастрофы, крикливые призывы имамов-кликушей уничтожить демократию и свободу. Да, это, к сожалению, часть современной мусульманской жизни, однако далеко не основная, и тем более - не суть и не цель этой жизни.

Раз уж автор фильма взялся делать глобальные выводы по поводу ислама как религии зла и ненависти, то, наверное, следовало бы посмотреть, насколько такому представлению соответствуют поведение и идеология широких кругов европейской уммы, составленной, в основном, людьми, социально и культурно уже давно адаптировавшимися к Европе и достигшими больших успехов в жизни. Наверное, стоило иметь в виду и огромное разнообразие стран исламского мира, многие из которых достигли больших успехов в развитии и способны конкурировать с Западом.
Использование сур Корана тоже мало в чем убеждает. Специфика религиозных текстов в том, что они во многом "символичны", их нельзя приравнять к инструкции по эксплуатации стиральной машины. Надо понимать, что тексты сур Корана появились (как и вообще откровение пророка Мухаммада) в воинственное время, в воинственной среде, и были непосредственно обращены к определенной части человечества, призванной выжить, да еще и распространить весть о Едином Боге в ту сложную эпоху. Любое прочтение Священного Писания сегодня (будь то Тора, Евангелие или Коран) является в большинстве случаев лишь современной интерпретацией слов, сказанных в иной конкретно-исторической обстановке. Представим для сравнения подобный киноролик, направленный против христиан. В левой части экрана – евангельские слова "Не мир, но меч", справа - кадры из эйзенштейновского фильма "Александр Невский", когда крестоносные рыцари бросают в огонь маленьких детей. Страшно! Но какое отношение это имеет к реалиям христианства сегодняшнего дня? Ответ - никакого.
Но тогда вопрос - если такие фильмы снимают, значит это кому-нибудь нужно, значит имеются реальные предпосылки к их появлению, социальный запрос и социальное желание их увидеть и на что-то воодушевиться или в чем-то укрепиться. Очевидно, первая из непосредственных предпосылок появления "Фитны" - эмоционально понятная жажда мести за убитого голландского же режиссера Тео ван Гога, известного своими антиисламскими взглядами. Вторая – естественное для политика радикального толка разжигание ксенофобии, ибо только ксенофобия является той питательной средой, в которой хорошо живется и работается таким деятелям и таким партиям, как Геерт Вилдерс и его Партия Свободы.

Не следует забывать и того, что фильм появился в Нидерландах – стране, даже по европейским меркам очень свободной, где уровень свобод, в том числе и в определенных деликатных сферах, таков, что оказывается неприемлемым для других европейских демократических стран и их обитателей. В этом смысле красноречиво выглядит кадр из фильма, рисующий апокалиптическое будущее захваченных исламистами Нидерландов, где демонстрируется казнь... геев. Разумеется, ислам с его живой религиозной моралью резко антагонистичен подобной среде.

Реальная же проблема, возникающая в связи с этим фильмом, состоит в том, что значительное количество (но не все) мусульман и вправду сложно, с большим трудом адаптируются к европейским реалиям, а Европа им в этой адаптации помогает явно недостаточно. Эти люди, покинувшие свою родину по сугубо экономическим причинам, добровольно замыкаются в гетто, создают свои субкультуры, "государства в государствах". С окружающим миром они контактируют, например, посещая митинги, кадры которых были показаны в фильме, где их пытаются убедить, что уничтожить всех и вся (например, "свиней-евреев") - это заповедь Всевышнего, якобы зафиксированная в Коране. То есть вместо решения проблемы предлагается легкий путь - подогреть эмоции, собрать "пожертвования" и столкнуть лбами. Это провокация, конечно, но необходимо осознать, что в нынешней горячей общественной атмосфере она, в конечном итоге, почти всегда ударяет по самим провокаторам. И появление фильма "Фитна" - это именно попытка решить проблему таким путем.

Фильм Вилдерса называется "Фитна". Одно из значений этого слова - смута. Но есть еще и другие - испытание, искушение, раздор. Мусульманская традиция также предполагает, что фитна не появляется сама по себе, ее обязательно кто-то сеет. Сеет в своекорыстных интересах. Не более и не менее. Неслучайно в Коране сказано: "Искушение неверием (фитна) хуже, чем убийство" (Аль-Бакара, 2:191).

Исмаил-Валерий Емельянов,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования