Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

"Избранное правосудие" для "избранного антисемита". Добиваться справедливости через "избирательное правосудие" и "административный ресурс" - путь к дискредитации справедливости. Размышления о "деле Душенова"


Если кто еще не знает, кто такой Константин Душенов, то напоминаю, что это питерский православный публицист довольно радикальных взглядов (он охотно признает себя "антисемитом"), ныне обвиняемый в ксенофобии и разжигании межнациональной розни. Многие годы российская православная система не могла решиться на привлечение к ответственности одного из авторов "Письма 500", содержавшего обвинение иудеев в употреблении крови христиан и требовавшего ликвидировать в РФ все иудейские организации, а тон публикаций редактируемых Душеновым изданий и снимаемых им фильмов становился все жестче. Издания и фильмы арестовывались, запрещались, вносились в федеральные списки экстремистской литературы, за одно хранение которой в России можно "получить срок", а их автор продолжал свою "священную борьбу". После нескольких неудачных попыток, в прошлом году санкт-петербургская прокуратура все-таки завела против Душенова и двух его сотрудников уголовное дело, а вчера в Кировском суде северной столицы стартовал "процесс века" против непримиримых борцов с "игом жидовским". Правда, стартовав, процесс тут же и закончился – потому что суд вернул дело на доследование в прокуратуру. Сторонники Душенова сочли это знамением помощи Божией, а злые языки заговорили, что у "жидоборцев" есть неплохая группа поддержки в правоохранительных органах, так что обвинительный приговор специально был составлен неграмотно…

Большинство респектабельных православных в современной России мало следит за творчеством обвиняемого Константина Юрьевича. До сих пор он шире известен как неофициальный соавтор большинства из многочисленных сочинений покойного митрополита Иоанна (Снычева), хотя со дня загадочной смерти последнего минуло уже более 12 лет. За эти годы, правда, явилось еще несколько претендентов на опусы покойного владыки-патриота… Пока был жив митрополит Иоанн (Снычев), он был непробиваемым щитом, каменной стеной для Константина Душенова: слишком уж знаковой фигурой был тот достопамятный иерарх. Но "щита" не стало, прежнего не нашлось, и вот в новой, уже вроде бы и не столь демократической, как при Гайдаре и Собчаке, России Душенов оказался на скамье подсудимых. "Что позволено Юпитеру, не позволено быку".

Впрочем, покровители и спонсоры у Душенова были и после смерти митрополита Иоанна: на карманные деньги невозможно было издавать и распространять по миру газету тиражом в несколько десятков тысяч экземпляров, многочисленные книги, а потом еще и свою киностудию создать…

Читатель, вероятно, уже подумал, что я не слишком уважаю Константина Душенова. Читатель, разумеется, прав. Но я категорически против судебной расправы над ним, несмотря на то, что для уголовного преследования Душенова есть все правовые основания. И вот почему. Начнём с того, что по одну сторону казённого "правосудия" оказался лишившийся видного покровителя, не слишком далёкий, хитрый и умный человек, но какой-никакой, а гражданин. По другую же сторону - гигантская госмашина, приведенная в данном случае в движение и определенными национально-конфессиональными приводными ремнями. Пусть наш "герой", постоянно подчеркивающий свой российский патриотизм и русскую идентичность, сам поставил себя в столь невыгодное положение, но ведь этим могут и, очевидно, хотят воспользоваться во внеюридических целях.

Многие граждане России, которым доводилось сталкиваться с отечественным, мягко скажем, "избирательным правосудием", а автор сих строк с ним сталкивался, знают, что меньше всего и чрезвычайно редко современный российский суд исходит из принципа справедливости и соблюдения буквы закона. Как правило, этот суд, прозванный по известным причинам "басманным" и лишившийся за последние 8 лет тех слабых признаков независимости, которые стали было появляться в 90-е, более руководствуется соображениями личных выгод, карьеры и элементарной личной безопасности.

Почему этот печальный факт, внушающий многим российским гражданам чувство некоей гражданской безысходности, приходится констатировать на примере дела Душенова – казалось бы, очевидного антисемита и "разжигателя". Посудите сами: в современной России едва ли ни на каждом шагу, в том числе в публикациях членов РПЦ МП – конфессии, к каковой принадлежит и сам Душенов, - "оскорбляются честь и достоинство" граждан России, исповедующих, к примеру, ислам или принадлежащих к старообрядческим и иным христианским конфессиям, но это никого не волнует из "сильных мира сего".

В чём же его смысл этого "избирательного правосудия"? А в том, что засудить – причем, строго "законным и правовым путем" - можно было того, кто начинает восприниматься как политический оппонент и потенциальная угроза "российской стабильности" - стабильности неконтролируемых доходов тех, кто, прикрываясь патриотической и ксенофобской демагогией, потихоньку присваивает миллиарды долларов, поступающих от распродажи российских недр. Да, подсудимый и вправду может быть виноват, но его судят не за это, а потому, что приказано – чтобы "не мешал". И "признанные государством" адвокаты уровня Генрихов Падвы и Резника вряд ли возьмутся защищать Душенова.

Есть два варианта дальнейшего развития событий по делу Душенова. Первый: Душенова постращают, даже застращают несколько, пожурят, но в конце концов отпустят, почувствовав, что он "осознал" и прежней опасности не представляет. Второй: не отпустят, а засудят сурово, "для назидания потомкам". Но, в любом случае, приговор будет знак для российского журналиста, пишущего на религиозные темы. Коли нет желания сидеть на скамье подсудимых, надо идти в "мейнстриме". И не надо "оскорблять" первых лиц государства, партии и правительства, позволять себе всяких "вольностей". Оскорблять действительно никого не надо, но одно дело, когда нельзя оскорблять просто в принципе никого, а другое дело, когда нельзя оскорблять избранных, а остальных сами эти избранные могут оскорблять и дискриминировать сколько угодно.

Интересен и такой момент: дело Душенова отправлено на доследование (что вообще-то характерно для развитого судопроизводства). Потому как… к началу суда оказались неустановленными мотивы, причины и следствия, а также даты и обстоятельства предполагаемых преступлений, в коих обвиняется группа Душенова. Если кто не знает, именно этим и должно заниматься следствие ещё до начала суда. На основании установления всего этого, собственно, и должно предъявляться обвинение. Если кто подумает, что это только простая "недоработка" прокуратуры и собственно самого следствия, будет не вполне прав. Да, недоработка, но не простая…

Чтобы проиллюстрировать свою мысль, вспомним не менее, если даже не более громкое дело, также связанное с "межэтническими отношениями", - о взрыве на Черкизовском рынке Москвы. Люди, следившие за публикациями о том деле, не могли не заметить, что в них постоянно меняется количество жертв (от 9 до 14 погибших и от 26 до 50 раненых) и приводятся совершенно разные указания на их национальность. Например, в одних публикациях указано "пять погибших китайцев", а в других - лица совсем иных национальностей, в том числе один вьетнамец и т.д., и т.п. "Подрывники" признались в преступлении, а заодно – и в остальных "нераскрытых" к тому времени взрывах в Москве, но ещё один обвиняемый, тренер арестованных по боевым искусствам Н. Королев, которому вменяется роль "вдохновителя" взрывов, так и не дал, даже несмотря на попытку поместить его в "пресс-хату", признательных показаний, а в силу невнятности показаний против него других обвиняемых вряд ли бы он содержался под стражей в любом другом "правовом государстве". В случае с Н. Королёвым есть у следствия и очевидная "корпоративная заинтересованность". Не так давно, сравнительно незадолго до ареста, Королев, сопровождавший группу школьников, которых тренировал, подвергся нападению шести "людей в штатском", из которых половину он "заломал", а остальная половина вынуждена была, бросив товарищей, спасаться бегством. Каково же было удивление тренера и школьников, когда находящиеся "в ауте" хулиганы оказались… сотрудниками милиции.

Какое же все это отношение имеет к Душенову? Вероятно, суд в его случае не имел столь откровенной "отмашки сверху", как в случае с "Черкизовским делом", да и среди сторонников Душенова немало сильных мира сего (например, сторона защиты ходатайствует о привлечении в качестве свидетеля лидера КПРФ Геннадия Зюганова). На Руси, как известно, "закон что дышло - куда повернул, туда и вышло", но ведь на месте Душенова или Королева может оказаться любой из нас.

Скажут: "Но Душенов оскорбил евреев!" И ведь действительно же оскорблял! Но он здесь не "первооткрыватель", а лишь последователь многовековой российской традиции, которая исходит из многих драматических прецедентов. В ответ на рассказы о зверствах погромщиков указывают на примеры евреев Российской империи начала ХХ века, которые радовались, когда в 1918-22 гг. черносотенных деятелей, типа Дубровина, и попов, типа о. Лютостанского, тащили в подвалы чека. Затем пришла очередь и многим из евреев повторить путь и подлинных, и мнимых антисемитов. Сначала приходили по приказам Ягоды, а потом пришли и за самим Ягодой.

Исходя из этого, рискну выступить с немного парадоксальным предложением. Может быть, еврейским организациям России как-то благороднее было бы в современных условиях не участвовать, пусть и косвенно, в "избирательном правосудии" и не задействовать разного рода "административные ресурсы", а выступить с предложением к судебным властям проявить снисходительность и к Душенову, и к персонажам типа него. Безусловно наложив запрет на всякие публикациями с призывами к расстрелам и погромам, вынести, так сказать, моральный вердикт деятельности подсудимых, но не требовать, чтобы их "разделали по полной программе"? Ведь не может быть "избирательной справедливости" и "избирательного возмездия". Опасно радоваться такой "справедливости". Надо добиваться не показательного наказания одного отдельно взятого Душенова, а принципиального изменения курса российской власти, упразднившей справедливый и независимый суд, свободную прессу и открытую политическую дискуссию.

Стоит ли обвинителям Душенова позиционировать себя в качестве объекта манипуляций бездушной государственной машины, которую на самом деле заботит не благополучие евреев, а лишь благополучие господствующей прослойки, своего рода закрытой корпорации, действующей не в интересах народов России, в их числе евреев, не в защиту прав конфессий России, в их числе и иудеев, а только в интересах себя самой как финансово-политической группы?..

Артем Русланов,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования