Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Омраченная радость Пурима. Религиозные студенты, погибшие в Иерусалиме, далеко не последние жертвы противостояния исламистов и сионистов в Святом граде


Самый веселый из еврейских праздников - Пурим - иудеи отмечают 15-го числа еврейского месяца адар. Как гласит известная поговорка, когда наступает месяц адар – тогда увеличивается радость. Поэтому начало этого месяца (на этот раз выпало на 6 марта по европейскому календарю) принято отмечать танцами, праздничными трапезами и другими подобными мероприятиями.

Однако в этом году радость была омрачена – как раз 6 марта, в четверг вечером, арабский террорист ворвался в помещение иерусалимской иешивы "Мерказ ха-рав" и открыл огонь по находившимся там учащимся. В результате восемь человек было убито, а еще несколько десятков получили ранения.

Ворвись террорист в какую-нибудь ультра-ортодоксальную иешиву, учащиеся которых в большинстве своем не служат в армии, число жертв было бы гораздо большим. Однако многие ученики "Мерказа", как и других сионистских иешив, совмещают изучение Торы с армейской службой. Поэтому среди находившихся в тот момент в иешиве студентов оказался армейский офицер, который прибежал на выстрелы и застрелил террориста из табельного оружия.

Учащиеся "Мерказа" – люди взрослые. Однако в честь новомесячья адар в иешиве проводился показательный урок для старшеклассников. Поэтому в числе убитых и раненых оказалось несколько подростков 15-16 лет.

Знал ли террорист об особом значении, которое имеет этот день для религиозных евреев? С большой вероятностью - да. По словам полиции, иерусалимский араб Алла Абу-Дахин, совершивший это преступление, до недавних пор работал водителем микроавтобуса в иешиве "Мерказ ха-рав". В любом случае, он был хорошо знаком как с расположением помещений, так и с расписанием занятий иешиботников, а потому безошибочно направился в библиотеку, где как раз в это время проходил урок.

Ответственность за теракт взяла на себя малоизвестная террористическая организация израильских арабов "Свободные бойцы Галилеи", связанная с "Хизбаллой". Однако израильская полиция полагает, что за этим убийством могут стоять и другие силы, в том числе ХАМАС.

Как бы то ни было, для жителей подконтрольной ХАМАСу Газы иерусалимская трагедия стала праздником. Сразу после сообщения о теракте улицы Газы наполнились ликующими толпами. Сам же ХАМАС в официальном заявлении назвал иерусалимский теракт "настоящим и не последним ответом на преступления сионистского врага".

Иерусалимский теракт стал продолжением войны с Израилем, которую власти Газы начали больше года назад и ведут все это время с разной степенью интенсивности. До последнего времени основным проявлением этой войны были ракетные обстрелы южных израильских городов (кстати, ставшие в последнее время гораздо более интенсивными). Однако при этом ХАМАС никогда не отказывался и от "точечного террора", так что в прессе то и дело появлялись сообщения о предотвращенном теракте. Но в этот раз разведка не сработала – по словам полиции, никаких сообщений о готовящемся теракте к ним не поступало. Возможно – в силу его нестандартности: в последние годы палестинцы обычно использовали террористов-самоубийц, а иерусалимский убийца погибать не собирался, и вместо традиционного пояса смертника взял с собой дополнительные магазины для "Калашникова".

Иерусалимский теракт произошел в разгар избирательной кампании в США. Поэтому участники президентской гонки поспешили осудить его, не стесняясь в сильных выражениях. Белый Дом так же попробовал осудить случившееся специальным постановлением Совета Безопасности ООН. Однако тут коса нашла на камень. Ливия, являющаяся в настоящий момент временным членом Совбеза, отказалась голосовать за резолюцию, если в ней не будет осуждена израильская военная операция в Газе. Возмущенный заявлениями представителя Ливии посол США в ООН Залмай Халилзад покинул заседание Совета Безопасности, вышел к журналистам и заявил, что "никто не имеет права сравнивать жестокий расстрел ни в чем не повинных учеников школы с действиями Израиля, направленными на самооборону и защиту своих граждан". Однако на позицию посланника Каддафи эти слова никак не повлияли.

Впрочем, даже если бы решение Совбеза ООН и было принято, никакого влияния на ХАМАС оно бы не оказало – как, к примеру, не повлияло на него заявление генсека ООН, решительно осудившего иерусалимский теракт.

Израиль, к сожалению, зависит от международного общественного мнения гораздо сильнее. Поэтому сильно сомневаюсь, что в ответ на иерусалимский теракт израильское правительство пойдет на эскалацию боевых действий в Газе. Ибо в этом случае неизбежны значительные потери среди гражданского населения, которое ХАМАС нередко использует в качестве живого щита, после чего незамедлительно последует обвинение в "чрезмерном" и "непропорциональном" использовании силы, как это уже было после ракетных обстрелов Сдерота и Ашкелона, когда в результате ответных действий Израиля погибло несколько десятков палестинцев. С точки зрения либерального Запада, борьба палестинцев против Израиля является освободительной борьбой против оккупации, то есть делом заведомо справедливым. И, как показывает опыт, никакие теракты не способны изменить это представление.

Скорее всего, правительство не пойдет и на широкомасштабную наземную операцию, и уж тем более – на повторную оккупацию Газы. При нынешней политической констелляции после того, как Израиль, ценой значительных потерь и усилий, сможет "зачистить" сектор, его придется передать под контроль администрации Палестинской автономии. Таскать же для Абу-Мазена (Аббаса) каштаны из огня в Израиле не хочет никто.

Также невозможны и какие-либо переговоры с ХАМАСом ради заключения перемирия. Ибо пойти на эти переговоры означает для Израиля признать легитимность режима исламистов. На это Иерусалим пойти не готов.

Так что, скорее всего, ответом на иерусалимскую бойню станут более частые точечные удары, более жесткая блокада, возможно, кратковременная оккупация некоторых палестинских районов – в общем, паллиативные меры, неспособные кардинально решить проблему.

С точки зрения многих лидеров национально-религиозного лагеря Израиля, неготовность к масштабному силовому решению является доказательством идеологического банкротства светского государства. Поэтому, как полагают религиозные сионисты, пришло время брать власть в свои руки. Глава "Мерказ ха-Рава" раввин Яаков Шапиро прямо заявил об этом на похоронах одного из погибших: "Пришло время для новых лидеров – более достойных, более сильных, более верующих". Однако при сегодняшнем демографическом раскладе получить власть путем демократических выборов религиозные сионисты не смогут, а на революционный переворот у них нет ни сил, ни решимости, ни, главное, желания.

Возможно, оно и к лучшему. Поскольку многие религиозные сионисты призывают не останавливаться перед любым насилием, включая геноцид палестинских арабов. Тот же р. Шапиро открыто намекнул на такое решение, назвав палестинцев "Aмаликом нашего времени".

Поясним, что означают эти слова. Согласно Писанию, амаликитяне беспричинно напали на евреев вскоре после Исхода (Исход 17:8). После этого Бог сказал Моисею: "Помни, как поступил с тобою Амалик на пути, когда вы шли из Египта: как он встретил тебя на пути, и побил сзади тебя всех ослабевших, когда ты устал и утомился, и не побоялся он Бога; итак, когда Господь Бог твой успокоит тебя от всех врагов твоих со всех сторон, на земле, которую Господь Бог твой дает тебе в удел, чтоб овладеть ею, изгладь память Амалика из поднебесной". Каким образом следовало "изгладить память", объяснил впоследствии пророк Самуил, отправляя первого еврейского царя Саула на войну с амаликитянами: "Так говорит Господь Саваоф: вспомнил Я о том, что сделал Амалик Израилю, как он противостал ему на пути, когда он шел из Египта; теперь иди и порази Амалика [и Иерима] и истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла". Таким образом, сравнивая палестинцев с Амаликом, раввин явно дает понять, как, по его мнению, с ними следует поступить.

Когда подобными лозунгами кидается безответственная оппозиция, в этом есть даже определенная польза, поскольку таким образом публика может выпустить пар. Однако если правительство Израиля попробует применить эти идеи на практике, то с большой вероятностью для государства это станет началом конца. Ибо в этом случае арабские соседи даже против желания будут вынуждены вступиться за палестинцев. А воевать на нескольких фронтах в условиях неизбежных в этом случае санкций Израиль не сможет.

Так что студенты, погибшие в кровавом теракте, скорее всего, будут далеко не последними жертвами ближневосточного противостояния. Ибо, как справедливо заметил знакомый автора этих строк, "нам остаётся лишь молиться за то, чтобы нынешнее взаимоистребление в земле Израиля хотя бы вернулось к повседневному уровню смертоубийств, если уж не может утихнуть вовсе. Кроме Машиаха, его ничто не остановит. Все остальные способы уже перепробовали".

Евгений Левин,
для "Портала–Credo.Ru",
Иерусалим


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования