Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Мусульмане – иудеи: перспективы диалога. Декларирование духовной общности будет способствовать пониманию того, что противоречия между евреями и мусульманами не носят религиозного характера


Мусульмане в последнее время активно ведут межрелигиозный диалог. За обращением 138 мусульманских богословов к христианским лидерам на минувшей неделе последовало открытое письмо иудеям, прежде всего - раввинам, а также руководителям еврейских общин в различных странах мира. Более того, авторы последнего документа предлагают распространить диалог также и на мировые немонотеистические религии.

Эти факты уже можно выстроить в некую логическую цепочку и на этой основе сделать определенные выводы на перспективу. Несомненное достижение заключается в том, что авторитетные богословы открыто, на весь мир, заявили об общих духовных корнях ислама и иудаизма - таких, как строгий монотеизм и признание одних и тех же пророков. То, о чем раньше говорили на бытовом уровне - прежде всего, мусульмане и иудеи, живущие в колыбели монотеистической цивилизации на Ближнем Востоке, теперь имеет все шансы дойти до сознания широкого круга евреев, мусульман, а также неевреев и немусульман.

Но одновременно, если вести речь о послании мусульман к иудеям, становится заметной также и потенциальная ограниченность этого шага. Очевидно, что это послание возникло хотя и в мусульманском "мозговом центре", но все-таки на Западе, в британском университетском городе Кембридже. Среди "подписантов", прежде всего, именитые "евромусульмане": швейцарский философ Тарик Рамадан, боснийский муфтий Мустафа Церич и прочие люди, живущие в странах, где modusvivendiв отношениях между иудеями и мусульманами, в значительной мере, уже установлен и устоялся. Более того, как указывается в том же письме, именно в Европе представителей этих двух религий очень сильно объединяет положение религиозных меньшинств во все более секуляризующемся окружении. И это хорошая основа для единения и диалога двух строго монотеистических религий. Но только в пределах границ Евросоюза. Самое же важное для мира – это то, как сработают принципы, провозглашенные в послании, к юго-востоку и к востоку от Европы – там, где собственно и находятся точки основных коллизий в мусульмано-иудейском цивилизационном взаимодействии. Увы, но в реальности это взаимодействие, особенно на Ближнем Востоке, реально балансирует многие годы на грани откровенной неприязни друг к другу и вооруженных столкновений. В частности, вскоре после опубликовании нынешнего письма из Тегерана прозвучали слова лидера Исламской революции аятоллы Хаменеи, совсем не в духе диалога цивилизации призвавшего "набить Израилю морду"

В потенциальном иудео-мусульманском диалоге значительно в большей мере необходимо его немедленное продолжение и развитие. Рассматриваемое здесь послание указывает на такие проблемные моменты во взаимоотношениях потомков Авраама-Ибрахима как взаимные предрассудки и стереотипы, а также то, что мусульмано-иудейские отношения рассматриваются сквозь призму палестино-израильского конфликта. Вторым шагом должно быть четкое определение и анализ вышеупомянутых стереотипов и предрассудков. Причем без излишней ориентации на возможные проблемы с политкорректностью. Если в данном случае вновь уйти от глубокого и честного анализа проблем (к такому анализу и призывает послание мусульманских ученых), то очень скоро это письмо станет пустой декларацией, не стоящей даже бумаги, на которой написана.

Во-первых, следует признать, что во взглядах и оценках друг друга присутствуют элементы религиозной юдофобии со стороны мусульман и религиозной исламофобии со стороны евреев. И главным источником, подпитывающим подобные настроения, является все-таки конфликт на земле, которую представители обеих религий обозначают определением "Святая". И посему, хотим мы этого или не хотим, но ближневосточная проблема остается главным контекстом, в котором будет в ближайшей перспективе рассматриваться весь комплекс мусульмано-иудейских проблем. А ведь в своей, часто справедливой, критике Израиля и сионизма многие мусульмане действуют порой огульно, по сути, объединяя в своем сугубо отрицательном толковании этих понятий практически все 6 млн граждан демократического и суверенного государства Израиль, таких разных по полу, возрасту, роду занятий и политическим убеждениям, а также сторонников национально-культурного возрождения еврейского народа. И это означает, так или иначе, перенос негативного отношения на культуру и религию еврейского народа, которые, как и у самих мусульман, тесно связаны со всеми другими сторонами их национальной жизни. А ведь приходится слышать в последнее время от весьма многочисленных отечественных "исламских политологов" на полном серьезе утверждения о том, что акты террористов-самоубийц против гражданского населения Израиля оправданы тем, что в Израиле всеобщая воинская повинность и все мирные граждане (в том числе, надо полагать, и несовершеннолетние) – будущие солдаты, воюющие против палестинцев. Да, с подобной логикой можно далеко зайти!

Поэтому важно, прежде всего, предпринять реальные шаги по преодолению таких огульных подходов. Первый из них мог бы заключаться в признании того факта, что мусульмане и иудеи исповедуют …одну и ту же веру, можно даже сказать - одну религию. Парадоксально, но это так, если смотреть с точки зрения основополагающих понятий семитской религиозности. Религия как евреев, так и арабов обозначается одинаковым понятием "дин", смысл которого расширенно можно перевести приблизительно так – "поклонение Единому Богу в следовании законам, Им данным". При этом разными является то, что можно обозначить как "религиозную традицию". Ислам, иудаизм и христианство в их современном виде - это, скорее, то, что можно обозначить понятием "шариат" то есть путь ко Всевышнему, определенный историческими и этнокультурными особенностями того или иного народа. И в этом смысле мусульмане вполне могут быть названы "иудеями закона Магометова", равно как и иудеи - "мусульманами шариата Муссы". Кстати, примерно так обстояли дела в раннеисламскую эпоху. Подобное декларирование глубокой духовной общности будет серьезно способствовать подлинному пониманию того, что противоречия между евреями и мусульманами не носят религиозного характера, и это серьезно облегчит решение проблем.

Второй момент заключается в том, чтобы наглядно продемонстрировать миру, прежде всего мусульманскому, что сионизм сегодня не представляет собой некоего гомогенного явления, которому органично присуща ненависть к исламу и мусульманам. Это очень разнообразное по своему составу, да и по целям, движение, стремившееся изначально к национально-культурному возрождению еврейства и обретению своего национального очага. С образованием Израиля сионизм, по сути, выполнил свою историческую задачу, и в тех драматических и даже трагических событиях, что сегодня имеют место на Святой Земле, вина не столько идеи сионизма, сегодня уже практически отжившей, сколько конкретных военных и политиков, которым еще предстоит за это ответить перед судом Божиим и судом человеческой морали. Но пока что многие мусульманские идеологи, да и представители духовенства, находятся в плену представлений, навязанных тогдашним СССР, определявшим сионизм как форму расизма. И чем скорее мусульманская сторона изменит свои представления об этом и откажется от убогой советской риторики, тем скорее изменятся и огульно-негативное восприятие иудеями на уровне массового сознания таких понятий, как "ислам" или пресловутый "исламизм".

Исмаил-Валерий Емельянов,
для "Портала-
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования