Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

"Молись о благополучии властей. О, если бы не страх перед ними...". Почему "победа Медведева" воспринимается главным раввином Берлом Лазаром и как своя победа


Победу Дмитрия Медведева на мартовских выборах в РФ невозможно назвать "новостью", поскольку истинное его "избрание", точнее - назначение, состоялось в тот момент, когда Путин назвал Дмитрия Анатольевича своим "преемником". Точно так же не стало неожиданностью, что вскоре после того, как ЦИК огласил результаты выборов, главный раввин России, подобно лидерам всех остальных конфессий, отправил Медведеву официальное поздравление, в котором, в частности, написал:

"От всего сердца поздравляю Вас с избранием на пост Президента России. Вы победили уже в первом туре, причем с огромным преимуществом – это говорит о том, что люди Вам доверяют, что Ваши предвыборные обещания сохранить преемственность развития, защищать права и свободы людей, помогать развитию гражданского общества нашли широкий отклик в сердцах россиян".

Вне всякого сомнения, что если бы, паче чаяния, президентом стал бы не Медведев, а любой другой кандидат, раввин Лазар поздравил бы его практически теми же словами. Причем не из сервилизма, но в соответствии с традиционными еврейскими представлениями, согласно которым еврею следует быть лояльным и покорным властям страны проживания (этот подход был обоснован еще в Талмуде (Трактат Авот 3:2): "Рабби Ханина, замещавший первосвященников, говорил: "Молись о благополучии властей – ведь если бы не страх перед ними, люди глотали бы друг друга живьем"). Однако рискну предположить, что в данном случае р. Лазар руководствовался не только "дипломатическими", но и личными соображениями, поскольку он действительно рад победе "преемника" Путина.

Во-первых, у р. Лазара есть достаточно причин для личной благодарности режиму Путина. При Ельцине возглавляемая им хасидская Федерация еврейских общин России (ФЕОР) была всего лишь одним, причем далеко не самым влиятельным участником российской еврейской жизни, главным и узнаваемым раввином всея Руси считался Адольф Соломонович Шаевич, еще в советское время настоятельствовавший в Московской хоральной синагоге. Однако р. Шаевич был тесно связан с В. Гусинским, поэтому режим Путина изменил приоритеты в своей "еврейской политике". В результате Берл Лазар стал главным раввином России, а ФЕОР в течение короткого времени превратился в наиболее влиятельную из еврейских организаций страны.

Кстати, о Гусинском. Во времена Ельцина оппозиция в своей пропаганде активно педалировала еврейское происхождение многих функционеров и финансовых столпов режима. Да и про самого Бориса Николаевича нередко говорили, что его настоящее имя - Борух Эльцин. В числе противников путинского режима тоже были и есть, говоря словами Жаботинского, "знакомые все лица – с большими круглыми глазами, с большими ушами и нечистым "р"". Причем если Борис Березовский всюду твердил о своем православии, то тот же Гусинский был в 1996 г. избран президентом Российского еврейского конгресса (РЕК) и всегда позиционировал себя как еврей и иудей.

Видеозапись, на которой Гусинский вещал перед какой-то еврейской аудиторией, с кипой на голове и в окружении молодых хасидов, была в свое время использована Доренко в его знаменитой "киллерской" пиар-кампании против Лужкова. Однако официальный Кремль, несмотря на очевидный соблазн, не стал разыгрывать еврейскую карту в борьбе с противниками нового режима. Все тот же Жаботинский считал, что за отсутствие антисемитской пропаганды "благодарности не полагается, как не полагается ее за проведение телефонов, за поливку улиц и вообще за употребление носового платка". Однако р. Лазар, исходя из горького исторического опыта, этого мнения может и не разделять. И потому - искренне поддерживает режим, устоявший перед соблазном антисемитской риторики.

Ну и, наконец, самое главное. Ортодоксальный раввин обязан приложить все усилия для обеспечения свободной религиозной жизни для евреев России, особенно, если его, раввина, с этой целью специально командировали очень богатые и очень влиятельные круги, снабдив соответствующими ресурсами. И с этой точки зрения претензий к нынешнему кремлевскому режиму нет и быть не может - несмотря на рецедивы советского прошлого, нынешние российские власти никак не ограничивают национальную и религиозную жизнь российского еврейства. Поэтому вполне логично, что в этой ситуации главный раввин страны искренне не желает никаких перемен во властных структурах.

При Путине р. Лазар, разумеется, не оказывал никакого влияния на большую российскую политику, однако, безусловно, был "особой, приближенной к императору", регулярно встречался с президентом, в том числе и в публичном режиме. Рискну предположить, что и при Медведеве ситуация не изменится. Не потому, что Медведев филосемит или даже, как утверждает патриотическая общественность, еврей. Но просто потому, что р. Лазар по-прежнему нужен Кремлю как минимум для "внешнего употребления".

Не секрет, что Запад регулярно проявляет озабоченность нынешней ситуацией в России и, в частности, ростом ксенофобии в стране. В этой связи демонстративная близость власть имущих и главного раввина страны эффективно работает на имидж режима.

Путинский режим нередко критиковали за наступление на гражданские свободы, подавление оппозиции и прочие подобные грехи. Однако, что касается р. Лазара, то в данном случае Кремль может быть совершенно спокоен - никакие внутриполитические шаги не помешают его сотрудничеству с властями. Ибо, как уже было сказано, главное для ортодоксального раввина - свобода еврейской жизни в стране. И если это условие соблюдено, то все остальное, полагаю, его не слишком интересует.

Кроме того, как свидетельствует история, традиционное еврейство, в отличие от эмансипированных собратьев, обычно поддерживает власть, а не оппозицию. К примеру, в XIX веке австрийские ортодоксы оказались на стороне Габсбургов в их борьбе с поляками, в XX веке в Польше - поддержали авторитарный режим Пилсудского, и т.д.

Незадолго до того, как стать "официальным преемником", Дмитрий Анатольевич официально посетил московскую синагогу, чтобы поздравить российских евреев с Ханукой. Не знаю, рискнет ли президент Медведев повторить этот шаг вице-премьера Медведева. Однако практически уверен, что отношения между Кремлем и р. Лазаром еще долго будут такими же, как при Путине.

Евгений Левин, Иерусалим,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования