Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Кому нужен Празник Рождения Исы? Раздумья о борьбе за чистоту веры


Исламское богословие, в отличие от богословия, например, христианского, старается обходить довольно многие сложные вопросы благочестивым молчанием. Однако недавняя дискуссия по поводу обращения к читателям сайта торонтской мечети Халида ибн-уль-Валида, в котором правоверным мусульманам категорически не рекомендовалось участвовать в каких бы то ни было кафирских празднествах, и даже достаточно нейтральное поздравление "Мери Кристмас!" ("Счастливого Рождества!"), которое даже у большинства граждан англоязычного постхристианского общества уже не вызывает ассоциаций с Основателем христианства, - даже это приветствие было названио нечестием, поганящим правоверного.

Древнерусское "Исус", современное "Иисус", ангийское "Джизас" и еврейское "Ехошуа" соответствуют древнеарабской форме "‘Иса". Иса почитается в Коране великим пророком Аллаха, Словом Божиим, чудесно родившимся от Марийям. Более того, в коранических повествованиях видны следы преданий глубокой христианской древности, так что считать отношение Мухаммеда к Исе однозначным и твердым нельзя. Конечно, Благородный Коран отвергает божественность Исы. Иса – пророк, даже великий пророк, но никак не Бог. Поэтому прав муфтий Нафигулла Аширов, когда говорит, что праздновать мусульманам тут, в общем-то, нечего. Если даже Мавлид, рождение Пророка Мухаммеда, считается народным поверьем, недостойным чистого правоверия, то какое может быть празднование меньшему пророку.

Эти дискуссии наводят на мысль, что в рамках светской риторики, где богословское содержание праздников - как христианских, так и мусульманских - почти полностью сводится к застольно-фольклорному компоненту, где "праздник" – повод продемонстрировать верность "народным традициям", такая позиция действительно "тянет" на стремление к "чистому" исламу. "Чистая вера" – предел стремления ревнителей самых разных религий. То зилоты из афонского монастыря Эсфигмену вывешивают флаг "Православие или смерть", не желая поминать Вселенского Патриарха Варфоломея только за то, что тот перешел на новый, григорианский стиль и иногда служит совместно с Папой Римским. То вдруг старообрядцы выступают против установленного законом всеобщего права заходить в любые культовые здания – а то как же им не пускать кощунников или иноверных в свои церкви и моленные, чего требуют каноны церковные?

Более древние традиции, как правило, более консервативны и более склонны к изоляции своего достояния от чужих обычаев. Так христианские какнонические нормы запрещают христианам строго-настрого праздновать вместе с иудеями или мусульманами. Опасность смешения, синкретизма – вот, от чего стремится традиционная религия оградить своих последователей.

Важно, что христианские праздники, богослужебные по своему характеру, были изначально ориентированы на полное вытеснение как народных дохристианских традиций, так и любых попыток смешения традиций христианства с иноверными традициями. Принцип бытования христианских праздников – "альтернативный". Там, где это удалось, христианские праздники просто наложились на языческие, изменив их содержание. При этом в народных традициях на Руси порой остаются реликтовые элементы древних языческих праздников: пляски и игры на Ивана Купалу, гадания на Рождество и Крещение, мед и яблоки на "Спасы", поминальные кладбищенские ритуалы в памятные дни и отчасти (как ни боролась с этим Церковь) на Пасху и т.д. Однако, эти традиции полностью лишены самостоятельного содержания: все содержание их привязано к богослужебно-богословскому учению христианства.

Среднеазиатские государства вполне закономерно встраиваются в общую постсоветскую парадигму отношения к религиозным праздникам как к народным традициям: вот, депутаты казахстанского парламента предлагают ввести в стране новый официальный праздник - православное Рождество Христово. В Туркменистане не только православные верующие отмечают праздник Рождества. В этой стране православие является единственной официально разрешенной христианской конфессией, а в согласии с учением "Великого Вождя Туркменбаши" о духовном развитии народа ("Рухнамэ"), все религии равны, и все традиции сосуществуют бесконфликтно.

Все более очевидным становится тот факт, что в современном обществе религиозные взгляды, выраженные последовательно, требуют политкорректной формулировки и многочисленных извинений. Таков модус времени.

Нужно ли христианам праздновать вместе с последователями Мухаммеда несуществующий в исламской традиции праздник рождения пророка Исы? Вряд ли. Нужно ли мусульманам праздновать праздник, богословское содержание которого прямо противоречит Корану? Тоже вряд ли. И дело тут не в стремлении к чистой вере. Такое стремление – удел немногих ищущих душ, которых почти всегда объявляют раздорниками, еретиками, на худой конец ваххабитами или шиитами. Наш вывод не о них. Религиозным сообществам присущ инстинкт самосохранения: начав сливаться в традициях с иными верами, они просто теряют идентичность, растворяются и исчезают. А этого никто не хочет.

Древняя восточная мудрость гласит: "Смотри, слушай и молчи, и мимо тебя пронесут труп твоего врага". Вынос тел как ревнителей, так и сторонников слияния религиозных традиций, похоже, уже начинается...


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования