Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Устами Жириновского… Власть в отношении религии имеет довольно скромный набор представлений, и уж тем более он не инструментален


На нынешних президентских выборах в России сложилась парадоксальная ситуация: религиозную политику будущего главы государства фактически взялся озвучивать его конкурент.

Сказать, что Владимир Жириновский сильный ньюсмейкер, – не сказать ничего. Вот и на сей раз ветеран российской политики, что называется, "под занавес" кампании выпустил телевизионный ролик с призывом к верующим практически всех вероисповеданий.

Так, собственно, о чём он, мессадж Жириновского?

Выступление вождя ЛДПР на религиозную тему представляет весьма существенную часть тиражируемых сегодня представлений о религии и многоверии населения государства Российского. Именно населения, поскольку много вер и единый народ - такие вещи в сознании среднестатистического россиянина плохо складываются во что-то внятное (об общественной продуктивности феномена многоконфессиональности, речи, кажется, не идёт вообще).

Некое множество есть – оно факт нашей жизни, но что с ним делать? "Разные этничности – один народ" – эту формулу можно осмыслить, так сказать, индуктивно: раз паспорта общего образца есть у русских, татар, евреев, немцев, калмыков, чукчей – значит, все они россияне. Вероисповедание формируется, что называется, "поверх" столь очевидных барьеров, как другие фамилия, имя, родной язык, разрез глаз или цвет кожи. Сегодня популярный политик или даже президент в своём понимании религии и религиозного многообразия мало чем отличается от "людей с улицы". Как однажды подметил Александр Верховский, до определённого момента Владимир Путин, уже являясь президентом, совершенно искренне полагал, что так называемая четвёрка "традиционных религий" имеет в России особый юридический статус...

Сам порядок наименования религий, который использовал Жириновский - "Я обращаюсь к православным, я обращаюсь к мусульманам, я обращаюсь к иудеям, я обращаюсь к буддистам. Я обращаюсь к баптистам, старообрядцам, католикам, протестантам", – призван выделить так называемые "традиционные" религии/конфессии, но, вместе с тем, отдать дань уважения и другим. Политкорректность прямо по преамбуле религиозного закона 1997 года. Конечно, Жириновский в этом случае тиражирует "светлую" сторону стереотипов. Не стоит забывать, что есть ещё и "тень"! И переходы из "света" в "тень" оказываются слишком неожиданными и подстерегают нас на каждом шагу. Чаще всего то, о чём говорит Жириновский, – пример парадной риторики властей разных уровней. И такие заявления подавляющее большинство избирателей не раздражают.

Из всего набора достоинств многоконфессиональности исторической России депутат ГД разве что не упомянул того, что Богохранимая отчизна, якобы, никогда не знала религиозных войн. Об этом, например, очень любит распространяться Наталья Нарочницкая. Хотя, если разобраться, что такое "Раскол", как не война государства с подданными по религиозному признаку? И чем русский "Раскол" отличается от борьбы католической монархии Трижды христианнейшей Франции с протестантами-гугенотами? И там, и там насилие по отношению к определенной группе верующих инспирировало государство. Различались лишь условия. В России XVII века дело до участия населения в погромах не дошло лишь потому, что на тот момент не существовало сложившейся специфической православной-новообрядческой (в противовес старообрядческой) идентичности, чтобы власть смогла отмобилизовать её на агрессивные действия. Поэтому привитие никонианских нововведений проводилось исключительно с помощью государственных репрессий и рядовые представители титульной Церкви в этом процессе оказались не задействованы. А вот в случае с еврейскими погромами начала XX века сложившиеся предрассудки православной идентичности и, кстати, не только православной, власть использовала, что называется, "по полной программе", даже несмотря на то, что ряд видных иерархов государственной Церкви открыто осудил погромы и погромщиков.

Второй важный момент "религиозной" речи Жириновского связан с пониманием социальной роли религии и её воспитательного эффекта. В этом вопросе, в отличие от трактовок многоконфессиональности, расхождений в российском обществе, кажется, нет. Россияне мировоззренчески принадлежат к категории "стихийных вольтерьянцев, которые рассуждают вслед за ироничным философом: "Если бы Бога не было, Его следовало бы придумать". Но если говорить о практическом применении расхожего мнения, то в этом смысле призыв Владимира Вольфовича воспитывать молодёжь обращён уже не столько к рядовым верующим избирателям, сколько к лидерам конфессий.

Впрочем, самое, кажется, интересное в этом видеоролике другое. Жириновский ни разу не призывает голосовать за себя, что очевидно контрастирует с другими его заявлениями в рамках нынешней кампании.

Помимо всесильной Администрации президента на то есть куда более объективные причины. В условиях выборов только по партийному принципу происходит соревнование каких-никаких, но программ или, по крайней мере, демонстрация неких фундаментальных принципов. Это значит, что победитель, с оглядками, конечно, на мнение избирателей, проголосовавших за его соперников, будет стараться реализовать эти принципы. Совершенно иначе обстоит дело на выборах без привязки к партиям, когда, скажем, речь идёт об избрании "президента всех россиян". Их исход означает, что победитель будет выполнять не только свои обязательства, но плюс к этому, и обязательства ряда своих соперников. В этой ситуации совершенно неважно, озвучит ли те или иные положения сам будущий президент, или это сделает за него кто-то из пула претендентов, допущенных к выборам.

Тем более, что технократически-менеджерский стиль кампании Дмитрия Медведева не оставляет ему возможности распыляться на всякие частности. Благословение сразу от нескольких конфессий он символически получил уже в начале кампании и более не возвращался к этой теме. Потом, насколько позволяет судить его интервью "Итогам", религия для ответственного за нацпроекты первого вице-премьера - дело весьма интимное. И в этом он отличается от предшественника, более публичного в демонстрации своих религиозных чувств.

Пока же можно сказать, что власть в отношении религии имеет довольно скромный набор представлений и уж тем более он не инструментален. Сами эти представления можно выразить с помощью всего двух, при этом противоречащих друг другу, тезисов: "многоконфессиональность означает гражданский мир" и "религия есть фактор воспитания нового постсоветского человека".

Так, может быть, поэтому религиозную программу власти озвучил столь противоречивый Жириновский?

Михаил Жеребятьев,
для "Портала-Credo.
Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования