Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

No W.A.S.P. Попытки сделать ставку на религиозно-традиционалистский фактор не будут иметь заметного успеха во время нынешней предвыборной кампании в США


Известная аббревиатура W.A.S.P., в переводе с английского означающая человека - "белого, англосакса и протестанта", - призвана обозначать "типичного американца", некий этническо-этический и религиозный идеал личности, являющейся персонифицированным воплощением того феномена, что скрывается за другой, еще более известной аббревитатурой – США. Впрочем, в ходу этот акроним был с конца XIX столетия до середины XX-го, покуда эти англосаксы и протестанты действительно были в абсолютном большинстве. Но очень скоро картина стала меняться, и нынешние Соединенные Штаты превратились в страну всеобщей и где-то даже безграничной демократии, в мультикомпонентный микс из самых различных этнических культур, в супермаркет различных старых и новых религий.

В самом деле, по некоторым данным, в США ежегодно появляется от 40 до 50 новых религиозных движений. Кризис перепроизводства, а также низкий курс доллара стимулирует США развивать экспорт новых религиозных движений в другие страны, в том числе и в Россию, оптовыми партиями, часто укомплектованными еще и профессиональными "сектоборцами".

А американские выборные нравы – это вообще ужас! Это ведь надо - такое ответственное мероприятие в легкомысленное шоу превращать! Нужно брать пример с российской суверенной демократии, где каждые восемь лет обыватели переживают судьбоносный конец света, именуемый выборами, от которого Россию и богохранимый народ ея спасти может только очередной мессия-преемник.

Впрочем, в нынешней американской предвыборной гонке, несмотря на развитую демократию и религиозный плюрализм, вновь активно проявила себя религиозно-традиционалистская составляющая. Однозначно причину этого указать сложно – может быть, затянувшийся кризис нравственных ценностей внутри американского общества, а может быть, обстановка вне его, напоминающая глобальный конфликт цивилизаций.

На самом начальном этапе кампании о том, в чем состоит их вера, активно рассказывали все ведущие кандидаты. И поначалу вроде бы в этом преуспели. У республиканцев, в значительной степени являющихся политическим выражением типичного W.A.S.P., на ниве использования религиозной составляющей отметились мормон Митт Ромни и профессиональный баптистский проповедник и политик по совместительству Майк Хаккаби. У более секулярных демократов религиозная составляющая проявила себя несколько по-иному – одного из фаворитов этой партии, сенатора от Иллинойса Барака Обаму (полное имя - Барак Хусейн (!) Обама) оппоненты обвиняли и продолжают обвинять в том, что он тайный мусульманин и, мало того, чуть ли не спонсирует экстремистские мусульманские группировки в США и за их пределами. Обама активно парирует эти обвинения, утверждая, что он член Объединенной Церкви Христа, одной из самых либеральных протестантских конгрегаций в мире, что его мама – стопроцентная W.A.S.P., что сам он в юности активно баловался алкоголем и "травкой", а в зрелом возрасте стал активным противником прихода к власти в Палестине группировки ХАМАС. Пока, однако, это мало убеждает его оппонентов.

Активное проявление религиозной составляющей на старте нынешней президентской гонки вызвало поначалу обеспокоенность среди американцев-нехристиан. "Нехристиан беспокоит, что они будут некоторым образом исключены из выборного процесса, – заявил Ахмад Рехаб, представитель Совета по американо-исламским отношениям (CAIR). – В принципе, мы приветствуем, когда кандидаты вдохновляются религиозными ценностями на свершение добрых дел. Но меня беспокоит, если религия станет проверкой на то, включить или исключить кого-либо из политических процессов" (Одновременно заметим, что один из кандидатов-республиканцев мормон Ромни еще и убежденный исламофоб).

Не считаться с религиозным фактором в американской политике, конечно, нельзя. 75% граждан США, по оценкам экспертов, принадлежат к христианской религиозной традиции. Мусульмане, иудеи и представители других религий составляют приблизительно 10 % от почти 300-миллионного населения страны, а атеисты, агностики и "неопределившиеся" - 15-18 %.

Вот еще некоторые социологические данные в динамике. Согласно исследованию, проведенному Pew Research Center, 63 % американцев проголосуют менее активно за кандидата, который не верит в Бога. При этом более активно о том, что они придут на избирательные участки, заявляют атеисты и неопределившиеся – 82% этой группы, а среди верующих однозначно заявили о том, что придут голосовать, 90% евангельских христиан. На основании этих данных будущее религиозной составляющей американской предвыборной гонки выглядит как "50 на 50" – либо ее влияние окажется не таким значительным, как предполагалось вначале, либо оно будет заметным, и ставка избирателем будет сделана именно на белого-англосакса-протестанта.

Прошедшие первичные выборы в почти трех десятках американских штатов пока указывают на предпочтительность первого варианта развития событий. После удачного дебюта в Нью-Гэмпшире и ряде других небольших штатов восточного побережья начавшие в целом "за здравие" мормон Ромни и баптистский проповедник Хаккаби очевидно заканчивают "за упокой" на фоне весьма убедительного лидера – пожилого сенатора Джона Маккейна. Он, видимо, очень убедителен для избирателя, поскольку белый, англосакс (к тому же – герой вьетнамской войны и выходец из среды потомственных адмиралов флота США). Ну, а протестант он совсем на чуть-чуть, это даже и незаметно. Сейчас, правда, по сообщениям СМИ, он пытается наладить некие приватные контакты с представителями правоконсервативных религиозных кругов, но это явно для него не главное. Ведь в ходе своей прошлой предвыборной кампании - праймериз 2000 года - Маккейн прямо указывал на таких деятелей, как на "агентов нетерпимости" в политической жизни страны.

Дальнейшее развитие предвыборной гонки у демократов интересно с точки зрения проявления другой, помимо религиозной, и более значительной для американской жизни составляющей – национально-культурной. Если победит полукениец и, возможно, "тайный мусульманин" Обама, то будет положен конец сложившемуся в США со дня их основания положению вещей, когда главой государства становились исключительно "англосаксы" (включая и практически слившихся с ними ирландца Кеннеди или имевшего голландские корни Эйзенхауэра). "Нацменам" максимум, что удавалось – это получить пост вице-президента (грек Спиро Агню при Никсоне и еврей Альберт Гор при Клинтоне), но гонки за высший пост тот же Гор и грек Майкл Дукакис в свое время проиграли. При этом американские президенты не всегда принадлежали к ортодоксальным ветвям католичества и протестантизма. Мало кто сегодня знает, что один из отцов-основателей США и третий президент страны (1801-09 гг.) Томас Джефферсон исповедовал унитарианские взгляды, а президент Джон Адамс (1797-1801) и его сын Джон Куинси Адамс, также бывший президентом страны в 1825-1829 гг., были даже членами унитарианской Церкви, еретической, с точки зрения любой ветви ортодоксального тринитарного христианство. Однако присутствие на высшем государственном посту еретиков, как мы видим сегодня, никак не сказалось на поступательном развитии американского общества и демократии.

Сейчас, когда подходит к концу первая фаза президентской кампании 2008 года, явно находит подтверждение мысль о том, что в развитом демократическом и гражданском обществе религиозная составляющая занимает свою совершенно определенную нишу, и ее значение вряд ли станет определяющим, несмотря на все попытки сделать ее таковым. Видимо, там, где на политику общество оказывает реальное влияние, невозможно и не нужно перерастание религиозно-политического фактора в клерикальный. Чего, увы, не скажешь об избирательной кампании 2008 года в России, где, несмотря на все разговоры о демократии и гражданском обществе, доныне отношения государства с этим самым обществом строятся на основе принципа "государство сверху". Поэтому мы и не гарантированы до конца от возвращения к жизни идеологических уродцев прошлых эпох, в том числе и политического клерикализма.

Исмаил-Валерий Емельянов,
для "Портала-
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования