Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Благодать насилия. Рукоприкладство, нетерпимое в сколько-нибудь приличном мирском собрании, если и не возведено в норму, то считается вполне "традиционной" формой поведения в Церкви…


Один мой знакомый священник нашел, как ему кажется, универсальный ответ на все вопросы, связанные со случаями неблаговидного поведения в ограде Церкви. "Церковь это что? Духовная лечебница, больница. А потому естественно, что собрались здесь не здоровые, не праведные, а больные и грешные". С этим, конечно, не поспоришь, тем более, что и Сам Спаситель говорит: "Не здоровые имеют нужду во враче, но больные". (Мф. 9:12).

Но при всей схожести слов Христа и того священника есть в них и определенная разница. Спаситель говорит о нужде во враче. Да и сам упомянутый батюшка все же говорит о больнице, а не об инфекционном изоляторе. Состоятельность же любой больницы подтверждается не наличием больных, чье состояние все ухудшается, а число все умножается, но наличием выздоравливающих. При этом, в отличие от обычной больницы, они не покидают ее пределы, продолжают не только лечиться, но и вести к лечению других, свидетельствуя собою о Враче и об Его исцеляющей благодати.

Тем самым при любом количестве больных доминировать в лечебнице должна здоровая атмосфера, здоровые нормы гигиены и лечебной дисциплины. Только это, а не теоретические рассуждения о том, как полагается лечить и правильное ли начальство выдало аттестат доктору, свидетельствует нам, истинная это лечебница или нет.

Разумеется, как и во всякой лечебнице, в Церкви могут быть самые вопиющие случаи отклонения от нормы. Любое, самое святое общество не застраховано от проникновения в него волков в овечьей шкуре, да и в ближайшем окружении Спасителя, как известно, оказался страшный предатель. Но ведь не Иуда же определял дух этого окружения, не так ли? Если же иуды становятся заправилами и законодателями общества, можем ли мы назвать это общество Божиим? Достаточно ли тут такого свидетельства, как "апостольская преемственность"? Да разве Иуда не мог бы предъявить формальные доказательства такой "преемственности"?

Да, мы еще можем какому-то внешне благопристойному обществу отказать именоваться Церковью Христовой на основании отсутствия апостольской преемственности (хотя отдельный большой разговор – то ли это, что мы часто так называем). Но нельзя общество, где нормой становится антихристианское поведение, называть Церковью Христовой только потому, что там де просматривается "апостольская преемственность". Или волчья стая, или Церковь.

Когда вдруг всплывают такие факты церковной жизни, как нынешний скандал с избиением прихожанки священником РПЦ МП в Подмосковье, то самым вопиющим выглядит не само происшествие, как бы дико оно ни выглядело. Страшно то, что с несомненной ясностью видишь – в принципе, это норма, "народ церковный" относится к "пастырскому" насилию "с пониманием". Как же норма, если разгорелся такой скандал? Да просто "перегнули палку" и событие стало известно СМИ и слишком широкому кругу людей. Где-то уж слишком явно перешли границы минимального человеческого поведения. О Божием тут и речи нет. Факт был бы скандальным в любом человеческом обществе, не только церковном. Более того, оказывается, что как раз в нецерковном обществе, судя по всему, скандал разгорелся бы гораздо раньше. Пострадавшая, по собственному признанию, терпела побои да и вообще оскорбительные выходки священника уже в течение трех лет. Почему терпела? Потому что такое "терпение" возведено в ранг подвига "смирения". То, что священник богохульствует, оскорбляет блудливыми домогательствами, избивает – что ж тут такого? Изгнать такого священника? Да кто ты такая, чтоб его судить? Его ж начальство поставило, им довольно, награждает и поощряет. Ему, стало быть, видней. Да у него еще и Благодать! А ты вот сама потерпи, смирись… И будет тебе подвиг…

Мне вспоминается случай из нашей епархии… Священник психически болен… Между приступами болезни человек как человек… Но вдруг что-то накатывает и начинает зверски избивать жену. К кому бежать, где искать защиты? У владыки… Владыка, конечно, сокрушается, но ответ у него только один: "Терпи, мать…".

Вот такие нормы, такая вот расстановка приоритетов и "понятий". Рукоприкладство, нетерпимое в сколько-нибудь приличном мирском собрании, возведено если не в норму, то в "терпимое" положение вещей в Церкви, считается формой поведения, вполне согласной с русской православной традицией.

К счастью, мне лично не случалось сталкиваться, но приходится иногда слышать о "бийце" епископе или наместнике монастыря. Часто даже святой алтарь для такого не преграда. Попал под горячую руку – получай. При этом не столь поражает бездействие начальства, которому, как по Кучерской, хоть людоед, лишь бы дела шли исправно и своим чередом. Страшно то, что, в общем-то, чаще всего пострадавшие воспринимают это как некое "дело житейское". Тем более, если на следующий день после беснования хулиган заглаживает свою вину щедрыми подарками и наградами. Почему ж не потерпеть?

Конечно, дело это личное. Быть может, при определенном отношении такое терпение можно взять на себя в качестве духовного подвига. При каком определенном? Если отдавать себе отчет, что ты терпишь в аду, а не живешь в Церкви, прообразе Царствия Божия на земле. Если все это происходит в каком-то ином царстве?...

Александр Шрамко,
для "Портала–Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования