Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Формула ДНК. На XVI Международных Рождественских образовательных чтениях патриархия вновь предъявила государству ультиматум


Рождественские чтения в последние годы заняли место самого крупного и представительного церковного форума российского официального православия, который не подстраивается под власть, а все более жестко требует и предъявляет претензии к государству – в образовательной сфере,и к обществу – в сфере нравственной. Это резко отличает чтения, курируемые теперь митрополитом Климентом, от другого церковно-общественного форума, курируемого митрополитом Кириллом, – Всемирного русского народного собора – более теоретического мероприятия, приспособленного для распространения ценностей "русской цивилизации". В околоцерковной прессе давно утвердился обычай проводить аналогии между Рождественскими чтениями и Поместным Собором, который, между прочим, не созывался уже с 1990 года, когда был избран на патриаршество Алексий II. Основными темами чтений стали проблемы введения православия в школах, воспитания молодежи, а также церковные приоритеты в различных областях – от СМИ и Интернета до законодательства, миссии в мире и борьбы с "сектами".

Пестрота, оживленность и массовость нынешних чтений выявили парадоксальную разнородность церковных кругов – активной церковной общественности с одной стороны и "православного народа" как такового - с другой (точнее того социологического большинства, которое считает себя православным). Вполне естественно, как в любой другой крупной корпорации, интересы начальства отличаются от желаний активистов, а основная масса вообще думает о чем-то своем. В РПЦ МП эти различия имеют свои особенности, что особенно важно подчеркнуть на примере чтений – ведь почти всегда мы слышим лишь официальные мнения из уст иерархов РПЦ МП.

Надо отдать должное консолидированной позиции священнослужителей этой Церкви по жизненно важным для патриархии вопросам. Умение бить в одну точку, предъявлять заранее разработанную программу и требования, добиваться своего – в данном случае менеджерская заслуга управляющего делами РПЦ МП митрополита Калужского и Боровского Климента (Капалина), который стал курировать чтения с 2005 года. Церковь твердо знает, что она хочет – и это на фоне отсутствия иных общественных и политических программ (даже, что такое "план Путина", мало кто может внятно объяснить).

Прежде всего, очевидно, что в образовательные стандарты, скорее всего, включат новую образовательную область - "Духовно-нравственная культура" (ДНК как обязательный предмет со 2-го по 11-й класс). Министр образования Андрей Фурсенко отметил, что концепция ДНК направлена в Российскую академию образования для использования при разработке новых стандартов. В большинстве случаев заявление Фурсенко рассматривают как сдачу позиций перед Церковью, однако, это не совсем так. Дело в том, что на чтениях прошлых лет РПЦ МП старалась продвинуть совсем не ДНК, а секцию по внедрению православия в школах вела исключительно Алла Бородина – автор одиозного учебника по ОПК, которая обвиняла министров в сотрудничестве с Западом, во вредительстве, предательстве и т.д. На чтениях 2008 года А. Бородина также присутствовала, но в качестве основного курса уже выдвигается ДНК, в том числе и потому, что теперь, с ликвидацией регионального компонента образования, проталкивать необходимо тот стандарт, в который бы вписалось православие. ДНК – это немалыйпрогресс по сравнению с монополией учебников Бородиной.

В концепции ДНК, представленной РПЦ МП, признается светскость государства, принцип свободы совести и равенства всех религий. В рамки ДНК будут входить на выбор: "Православная культура", "Этика и философия", учебные пособия по истории других культур и религий. Не совсем понятно, почему авторы концепции сразу не включили в ДНК "Основы мировых религий" – учебник под редакцией академика А.О. Чубарьяна. Концепция ДНК строго предписывает учить тому или иному выбранному предмету с согласия родителей. Кроме того, один из принципов концепции: "Добровольность и возможности выбора для семьи несовершеннолетнего учащегося и самого учащегося по достижении им определенного возраста изучения одного из учебных предметов образовательной области "Духовно-нравственная культура" независимо от принадлежности его семьи или его самого к той или иной религиозной организации или отношения к религии".Остается, правда, целый ряд вопросов: по каким учебникам будет преподаваться предмет "Православная культура" и где взять мало-мальски квалифицированных учителей для преподавания этого предмета.

Но это еще не всё. РПЦ МП требует привести в соответствие с ее концепцией и курсы истории, как всемирной, так и российской. Одной из основных задач РПЦ МП, поставленных на чтениях, стало возвращение православия в школы и вузы почти в таком же объеме, как это было до революции 1917 года, но с новым содержанием. Фактически этому было посвящено приветствие Патриарха Алексия II, доклады митрополита Климента, митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова), председателя Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ МП архимандрита Иоанна (Экономцева) и других. Как отметил архимандрит Иоанн, "возрождение Российской государственности невозможно без решения задачи духовно-нравственного воспитания детей. Даже государственным чиновникам уже становится ясно, что это немыслимо без сотрудничества Церкви и государственной системы образования… Мы видим, что постепенно преодолевается многолетняя инерция насильственного привития атеистической идеологии, подавлявшей неокрепшие ростки духовной жизни, стремившейся превратить детей в бездушные автоматы, поглотители безликой информации". Самый решительный из разработчиков ДНК, отец Борис Даниленко, требовал в связи с этим от Фурсенко не сомневаться и действовать.

Политически важные законодательные приоритеты РПЦ МП были заявлены на круглом столе "Религия и право", прошедшем в Госдуме РФ. Справку о том, как и в каких направлениях будут меняться законы, касающиеся Церкви, специально составила юрист Московской патриархии Ксения Чернега. Это государственная аккредитация и лицензирование духовных учебных заведений, обеспечение возможности создания и функционирования негосударственных организаций для детей-сирот, проверка деятельности религиозных организаций и отчетность перед Федеральной регистрационной службой, необходимость принятия федерального закона, определяющего порядок безвозмездной передачи в собственность или безвозмездное пользование религиозных организаций имущества религиозного назначения, а также правовое обеспечение финансирования ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия религиозного назначения. Последнего от государства потребовал архиепископ Рязанский и Касимовский Павел (Пономарев), тот самый, с именем которого связан конфликт с музейщиками вокруг Рязанского кремля (мало того, что отдали Церкви, но его надо еще и содержать за счет госбюджета).

Вместе с тем, чтения стали не только образовательной наступательной операцией, но и демонстрацией реальных достижений церковной общественности из самых разных епархий. Более того, по составу участников вполне можно сказать, что чтения привлекли массу светской интеллигенции. Одним из показателей становления РПЦ МП как мощной гражданской силы является презентация приходских проектов и православных молодежных организаций, что говорит о возрождении живой приходской жизни. Этот важнейший элемент деятельности Церкви пока не является приоритетным в выступлениях и требованиях высшего церковного начальства.

Проблемы приходской жизни, в общем-то, ломают ту картину сплоченного православного общества, которую рисуют высшие иерархи Церкви, стремясь показать необходимость повсеместного введения ДНК. К примеру, на секции по молодежным организациям священник Максим Первозванский, главный редактор православного молодежного журнала "Наследник" и духовник молодежного объединения "Молодая Русь", спровоцировал дискуссию, задав такие вопросы: "А была ли катехизация в конце 80-х и в начале 90-х годов XX столетия?" и "Что в таком случае вызвало массовый приход людей в Церковь в эти годы?" По словам о. Первозванского, успех в молодежной среде напрямую зависит не от методик и программ, а от того, насколько священнослужители и миряне смогут показать молодым людям, что только Церковь гарантирует человеку возможность быть в этом мире по-настоящему счастливыми, что только верой можно решить жизненные проблемы. И Церковь, очевидно, начинает справляться со своей миссией – идеологизированные группы уже не столь молодых людей, такие как "Союз православных граждан" или "Георгиевцы", сменяют приходские сообщества из разных областей страны: московские "Маронцы", "Колокол", "Покров", екатеринбургская "Дружина", Самарский клуб православной молодежи, челябинское "Трезвение" и т.д. Судя по программе чтений, православные вполне успешно занимаются театральным искусством, педагогикой, богословием, психологией, даже бисероплетением, резьбой и ковкой (во время чтений были устроены соответствующие мастер-классы). На чтениях были представлены как почитатели отца Александра Меня, так и его противники, как критики введения "Основ православной культуры", такие как игумен Петр (Мещеринов), так и сторонники Бородиной во главе с нею самой. Были секции о высокой культуре и музыке, а была секция о "сектах", резко осудившая курс изучения Библии - так называемый "Альфа-курс", который взял в прошлом году на вооружение Миссионерский отдел РПЦ МП. Эту многообразную православную общественность мало затрагивают вопросы передачи собственности и яростная борьба за ДНК – те, кто участвуют в жизни прихода, и их дети и так изучают Закон Божий. Их скорее может насторожить та версия православия, которую в обязательном порядке будут преподавать в школах светские учителя "старой закалки".

Наконец, помимо культурной, приходской элиты и начальства, существует статистическое православное большинство, к которому также обращены Рождественские чтения. На этот народ возлагаются завышенные ожидания, раз уж предполагается, что "вживления" ДНК хочет 80-90 % населения страны. Как отметил митрополит Климент, статистика говорит о том, что миллионы людей крестят своих детей, а значит, они берут на себя моральные обязательство и их следует рассматривать как верующих. Но очевидно, что эти миллионы не приобщены к той приходской жизни, которая была ярко представлена на чтениях.

Ответ массового большинства на предложения РПЦ МП может быть таким же банальным, как ответ на вопрос об отношении к введению ДНК представительницы массовой поп-культуры певицы Виктории Дайнеко в газете "Комсомольская правда": "Я бы на такие уроки не ходила, потому что выбор религии - это интимное дело человека, а не обязательная программа".

Религия перестала быть "обязательной программой" в жизни человека, и никакой ультиматум государству, возвращенные здания, миллиарды госбюджетных рублей, вводимые сверху предметы в школах, реставрации конфискованных у музеев кремлей, официальное осуждение безнравственности СМИ и поп-культуры не сделают страну абсолютно православной.

Роман Лункин,
для "Портала–
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования