Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

«Поступь времени»


Незаметно наступил 2003 год. После бурного "миллениума" и азартных споров о том, когда же начинается вожделенный для футурологов XXI век, интерес к Новому году на время спал. На фоне недавно наступившего нового века и даже нового тысячелетия очередной новый год не воспринимается как что-то историческое и эпохальное.

Согласно официальным прогнозам, основные "традиционные конфессии" России не ждут в наступившем году каких-то особенных потрясений. Для РПЦ МП центральным событием года станет празднование 100-летия канонизации преподобного Серафима Саровского – наиболее почитаемого русского святого Нового времени. Чуть уступает по значимости этой дате другая, менее "круглая", -- 85-летие расстрела Царской семьи в Екатеринбурге. К этому дню будет приурочено долгожданное освящение храма "на крови", построенного на месте Ипатьевского дома, в подвале которого и расстреляли большевики Царственных страстотерпцев. Помимо этих двух юбилеев, Патриарх Алексий II примет участие и в праздновании 300-летия Санкт-Петербурга – именно с кафедры северной столицы нынешний глава РПЦ МП был избран на патриаршее служение.

С точки зрения религиозно-общественной жизни, особый интерес представляет кампания по выборам в Государственную думу, которая начнется сразу после сезона отпусков. Очевидно, что "религиозный фактор" на нынешних выборах будет играть более заметную роль, нежели раньше. Во-первых, в России завершился процесс социальной "реабилитации" ведущих религиозных конфессий, которые больше не воспринимаются как маргиналии или экзотика, а занимают влиятельное место на политической сцене. Во-вторых, результат парламентских выборов в известной степени предопределен, нет тех интриги и страстей, в атмосфере которых проходили выборы 1990-х годов. А это облегчает для религиозных лидеров задачу определения своих электоральных предпочтений. Если раньше приходилось искать гибкие формулировки, потому что было до конца не ясно, кто победит, то теперь победитель известен и ничто не мешает поддерживать его "прямым текстом".

Безусловно, немалый политический интерес будет представлять тема "болезни Патриарха Алексия II" и связанная с ней тема преемника Патриарха. В обмен на допуск религиозных лидеров к политической жизни власть вправе в известных пределах вмешаться и в церковную жизнь – во всяком случае, в те ее проявления, которые напрямую затрагивают политические интересы власти. А вопрос о руководстве крупнейшей конфессией, к которой, по ее собственным данным, "духовно-культурно" принадлежит до 80 % населения страны, безусловно, затрагивает политические интересы власти. Судя по последним заявлениям Патриарха и других высших иерархов РПЦ МП, болезнь предстоятеля носит весьма серьезный характер, и проявлять прежнюю активность в делах церковного управления Алексий II уже не сможет. А отсюда следует неизбежное перераспределение церковной власти, которое будет происходить не без "консультаций" с администрацией президента.

Прямое или косвенное участие власти в дискуссиях о преемнике нынешнего Патриарха может плавно перерасти в создание особого федерального органа по делам религий, разговоры о котором ведутся уже несколько лет. В конце минувшего года, когда произошла "утечка" в прессу проекта доклада президиума Госсовета о религиозном экстремизме, выявились основные кандидаты на должность федерального министра по делам религий – это министр "без портфеля" Владимир Зорин и глава Чечни Ахмад Кадыров, бывший муфтий.

Впрочем, говорить о появлении нового Патриарха Московского и всея Руси еще очень рано и вообще неэтично – ведь каждое православное богослужение завершается многолетием предстоятелю Церкви. Вообще, "геронтократический потенциал" РПЦ МП достаточно велик – Патриарх Пимен несколько лет возглавлял Церковь в значительно более немощном состоянии, чем нынешний Патриарх Алексий II. Более того, у церковного народа именно "болящий" Патриарх вызывает по-настоящему благоговейные чувства, он воспринимается как живая святыня, что вполне психологически созвучно титулу "Святейший". Напротив, молодой и гиперактивный Патриарх-администратор смотрится противоестественно, доверия не вызывает и мало похож на "символ церковного единства". Поэтому, как это ни парадоксально, но болезнь Патриарха, особенно продолжительная, может не только усилить борьбу за церковную власть, но и привести к некоторой консолидации и стабилизации внутрицерковной жизни – по крайней мере, на среднем и низовом уровнях.

Существуют робкие предпосылки для нормализации отношений РПЦ МП с Римско-Католической Церковью. Первой ласточкой этого процесса стало примирительное Рождественское послание Патриарха Папе. Процесс "потепления" достигнет апогея, когда МИД РФ, по благословению патриархии, разрешит вернуться на место своего служения епископу Ежи Мазуру, пострадавшему, по официальной версии, из-за чистого недоразумения – какое-то ватиканское издание по ошибке включило в его титул "префектуру Карафуто" (японское название южной части Сахалина). Сам епископ Ежи Мазур этим титулом никогда не пользовался, поэтому вполне может рассчитывать на "прощение".


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования