Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Зима политическая на дворе... Кремлевское Рождество-2008 как преамбула нового президентства


Рождество, как и Воскресение Христово – праздник особый, это больше чем красный день церковного календаря. Будучи, казалось бы, христианским, он принадлежит к ряду тех явлений, где религиозная традиция до неразличимости переплетена с народными обычаями, приметами, сказками и фольклором, вырываясь далеко за рамки какой бы то ни было институциональной религии. Таков, между прочим, и сам календарный момент празднования - издревле ежегодный перелом от тьмы к свету в середине мертвой зимы (в Рождество) и ясный уже блеск возрождения (на Пасху) отмечался торжественными мистериями.

Но можно ли эти, дохристианские и народно-фольклорные коннотации праздника, спроецировать, скажем, на политическое поле, где тоже очень много связано с национальными особенностями, народными обычаями, фольклоризованными историческими персонажами и природными явлениями? Например, не повеяло ли весенней свежестью и новым светом от образа провозглашенного как раз Рождественским постом "преемника" нынешнего российского президента? Не правы ли некоторые лояльные представители российской интеллигенции, которые убеждают нас в необходимости душевно благодарить Владимира-Владимировича-Путина, что даровал нам новым президентом светского юриста Дмитрия Медведева, а не силовиков-чекистов Иванова или Зубкова? Одним словом, не наметился ли наконец выход из "тоталитарной зимы", в которую погрузилось российское гражданское общество, не повернулось ли политическое солнце России к лету?

Между прочим, именно в эпоху древнего тоталитарного кризиса, "Августу единоначальствующу на земли", и произошло когда-то реальное Рождество Спасителя мира, которое празднуем мы сегодня. Соединяя приведенные выше доводы с этими глубоко символическими воспоминаниями, иной, склонный к религиозному мистицизму, человек естественно озарится радостной надеждой: а что, если позади рубикон, закончился "болезненный, но необходимый период" развития страны и впереди весна духовной свободы?...

Драматическая история Рождества в России связана со множеством парадоксов, которые тоже говорят о многом. Остервенелая борьба большевиков с Рождеством низвела его в советские времена до уровня частного домашнего праздника богемной элиты, либо до уровня сельско-крестьянского пережитка. Общенародным и горячо любимым (потому как совсем не политизированным) был и остается Новый год. Благодаря ему, на российском культурном пространстве оказались секуляризованы рождественские символы – елка, украшения и гостинцы.

Традиционный уже для России, в контексте ее "культурной полемики" с Западом, вопрос о том, что Рождество должно наступать раньше Нового года, в этом году оказался вполне благополучно заретуширован. Диакон Андрей Курев больше не призывает своих "георгиевцев" идти на Малую Грузинскую улицу пикетировать 25 декабря собор Непорочного Зачатия, обличая католиков о том, что они устраивают какой-то праздник в разгар всенародного (?) Рождественского поста. Священник Игорь Выжанов, олицетворяющий участие официального руководства РПЦ МП в этом "католическом празднике", даже намекнул братьям-католикам, собравшимся 25 декабря в соборе Непорочного Зачатия, что, дескать, конечно, ненормально праздновать Новый год до Рождества, и что это наследие советской власти. Может, среди "георгиевцев" еще и находятся те, кто искренне негодует по поводу нового стиля и "еретического" Рождества. На уровне же их священноначалия этот вопрос давно решен и воплощен, хотя и немного парадоксальным образом, в богослужебную практику. Не говоря о том, что подавляющее большинство поместных православных Церквей, с которыми состоит в общении РПЦ МП, отмечает Рождество в один день с западными христианами - 25 декабря по новому стилю, - в самом Московском патриархате состоит группа "новостильных" приходов. Они локализованы в Западной Европе и обеих Америках, и посещающие или окормляющие их архиереи вынуждены разговляться от Рождественского поста дважды, что, впрочем, не благословляют делать своей благочестивой российской пастве.

Традиция написания Рождественских посланий иерархами РПЦ МП в этом году, как и ожидалось, не претерпела существенных изменений. Сохранилась даже структура, сформировавшаяся в советские времена: "богословская" часть, "патриотические" высказывания и похвалы власти, "душевное" поздравление.

Не стал отступать от своей - надо признать, достаточно оригинальной - традиции и действующий пока президент Владимир Путин: он поехал на Рождество в глубинку, прикоснуться к припорошенной Рождественским снежком русской матушке-земле. Напомним, что объектами прошлых президентских паломничеств на Рождество и Пасху были "музейно-сказочные" Суздаль, Тверь, Новый Иерусалим под Москвой, Владимир, какая-то деревенька под Челябинском и очень, даже слишком, зимний Якутск.

Сейчас степень "музейно-сказочности" достигла пика - президент прибыл поклониться Богомладенцу на "родину Деда Мороза" - в Великий Устюг. Разумеется, приезд Владимира-Владимировича-Путина был полной неожиданностью для местного клира и жителей города - правда, ночную службу в Прокопьевском соборе Великого Устюга возглавлял архиепископ Вологодский Максимиллиан (Лазаренко). Как водится, президент прибыл не к началу службы, а к полиелею - сосредоточенный, наглухо застегнутый и весь в черном. Почти непрестанно крестясь, Путин постоял около часа перед телекамерой в окружении молящихся детей, поцеловал одного из них, а затем, поклонившись совершавшему богослужение архиепископу Максимилиану, исчез во мраке ночи вместе с сопровождавшим его кортежем.

По контрасту с этим мистическим паломничеством президента, его "светский" "преемник" Дмитрий Медведев торжественно пришел вместе с супругой на Рождественское патриаршее богослужение в храм Христа Спасителя, где оказался единственным (не считая Патриарха Алексия) узнаваемым многомиллионной аудиторией персонажем. Напомним, что прямую трансляцию торжественной службы посмотрело за праздничным столом гораздо больше россиян, чем пришло помолиться в храмы. Изменив многолетней традиции, сам храмоздатель и главный московский меценат Юрий Михайлович Лужков в ХХС на Рождество не пришел; не было там (как сговорились!) и примелькавшихся в таких случаях Миронова, Грызлова, Фрадкова и прочих "воротниковых" и "зайковых". Дмитрий Анатольевич Медведев одиноко возвышался на правом клиросе в окружении детей (чужих), несколько оттеняемый ярким (от Юдашкина) образом своей благочестивой супруги.

Алексий II, специально прервавший службу перед началом литургии, приветствовал несколько смущенного "преемника" такими высокоторжественными и святыми словами, что в умах телезрителей даже возник вопрос: Кому же, собственно, преемствует этот великий человек с правого клироса? Патриарх лишь слегка приоткрыл завесу тайны, пожелав Медведеву озарить весь свой оставшийся путь светом той самой, единственной в истории, Вифлеемской звезды...

С точки зрения информационных технологий, сделано все было верно - заранее все знали, что большинство россиян включат в Рождественскую ночь телевизор, а не пойдут исповедоваться. Задуманное пиар-менеджерами к утру 7 января подтвердили "специалисты по статистики" из МВД, у которых получалось, что "в самой православной стране мира" на самый главный православный праздник в храмы не пришло и 2 % населения (в 30 с лишним раз меньше, чем на выборы Госдумы!). Разумеется, это вызвало бурные протесты Московской патриархии в лице о. Владимира Вигилянского, но тщетно все это - официальной российской пропагандой руководят все-таки не в Чистом переулке.

Вместе с тем, снижение посещаемости храмов РПЦ МП на праздники - вполне очевидный факт, на который порой сетуют и иерархи. Религия, в которой россияне начали понемногу разбираться, все меньше воспринимается ими как парадная буффонада с казенно-режимным запашком и выхолощенными, неискренними речами во славу очередного "правителя". Увы, но вместе с такими признаками реанимации советской атмосферы, как административные ужесточения, цензура, коррупция, номенклатурный произвол или те же вернувшиеся очереди и хамство в магазинах, в обществе усиливается и недоверие к официальной пропаганде и рисуемым ею лучезарным достижениям "возрождаемой державы".

Объявление имени "преемника" Путина вызвало, на самом деле, массу противоречивых реакций, которые не могли остаться незамеченными. Впрочем, в том, что и на самых высоких уровнях власти все далеко не однозначно, что "вертикаль" не работает, особого секрета давно нет. Медведев - не был кандидатом той партии, которая по праву считала себя "боевыми товарищами" Путина, которым он обязан почти всем. При этом малоизвестная личность Медведева совершенно естественно интересует всех, подходы к нему пытаются найти и его бывшие оппоненты. Свой, особенный интерес к нему имеет и Московская патриархия, для которой присутствие "преемника" на патриаршем богослужении в храме Христа Спасителя в Рождественскую ночь могло показаться прямо-таки подарком судьбы. Однако, каковы при этом "политические очки" самого Медведева? Ведь едва ли он всерьез хочет, чтобы источником его легитимности стал не только Кремль, но и Чистый переулок? Такая легитимность в современной России, при всей неоднозначности государственно-конфессиональных отношений в ней, едва ли способна дать ощущение твердой почвы под ногами...

Микки Стивенс,
Алексей Малютин,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования