Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

А доктрина-то с душком! Русские национал-клерикалы предложили масштабную политическую доктрину, а митрополит Кирилл стал ее промоутером


На "соборных слушаниях" национально-церковного политклуба, претенциозно названного "Всемирный русский народный собор", слушали: громоздкий (800 страниц!) политический документ под названием "Русская доктрина". Постановили: принять ее за основу для консолидации и широкой дискуссии, рассказать о ней детям на специальном детском соборе и предпринять еще массу мероприятий для широчайшей популяризации доктрины.

"Русская доктрина" не является, по утверждениям ее разработчиков, документом практического характера (декларацией, политической платформой, программой и т.п.), но есть некий интеллектуальный продукт, призванный консолидировать все патриотические силы и противостоять разрушению национальной ментальности.

Понятно, что растущему как на дрожжах национал-клерикализму нужна свояидеологическая база, в форме некоей новой "нетленки", достаточно большой по объему и внушающей трепет своими бесспорными, как звон церковных колоколов, тезисами.

Но если размышлять над доктриной без "религиозного" трепета и благоговения, то уже с первых строк становится очевидным, что перед нами лишь очередной шедевр клерикального национализма. Хотя бы потому, что авторы оперируют в качестве основополагающего понятием "русский" в противовес понятию "российский", и даже пытаются это теоретически (кое-где и богословски) обосновать, продолжая, впрочем, упорно называть свою страну Россией, а не Русью. В данном же случае было бы куда эффективнее обратиться к сфере реального существования русского языка, чтобы сразу стало ясно: понятие "русский" означает принадлежность к этой нации в силу происхождения, в отличие от определения "россиянин", которое очень четко и емко фиксирует по-настоящему уникальную особенность России – ее многонациональный и многокультурный характер.

Дальнейшее прочтение объемистого творения приводит, однако, к довольно печальным выводам: гора экспертов из околоправославной тусовки родила мышь. Пожалуй, единственный абзац, всерьез заинтересовавший в этом труде, касался неприятия американской однополярности и формирования Штатами виртуальной экономики, что довольно болезненно ударяет по остальному миру. Да и в целом экономическая часть, пожалуй, единственное, что представляет интерес для многостороннего обсуждения.

Однако не это стало основной составляющей доктрины. Основной ее смысл – идеологическое и квазирелигиозное обоснование клерикализма. Этому посвящена главная часть документа под № 2, озаглавленная "Русский дух". После того, как среди авторов этой главы обнаружились Р.А. Силантьев и К.А. Фролов, невольно, почти по Чехову, подумалось: а доктрина-то с душком!

Вместо американской однополярности авторы доктрины предлагают русскую однополярность, ибо духовная суверенность России – "система стропил, поддерживающая свод над всеми народами мира, дающая мировому целому равновесие и стабильность". Русская нация, судя по тексту, представляет собой силовое поле, которое удерживает в себе различные этнические и социальные группы. В переводе с "русскодоктринального" это означает – мы, русские, главные тут, а вы, грязная нерусь, то есть всякие там мусульмане, татары и прочие буддисты (иудаистам места в "русском мире" вообще нет и быть не может), существуете здесь постольку, поскольку мы как сила притяжения даем вам такую возможность. А потому, что хотим в отношении вас, то и творим. Вон уже, оказывается, большинство населения в Татарстане стало христианским... За такими "объективно-социологическими" утверждениями легко угадывается их автор.

Так же, как угадывается он и еще за одной концепцией, изложенной в доктрине. Вот ее суть вкратце. Православная Церковь является единственной нерасчлененной традиционной структурой исторической России (?!). Государству надо подхватить инициативу Церкви и поддержать курс на духовную, моральную и политическую консолидацию народа. Заметим, государство должно включиться в этот процесс во вторую очередь. Довольно недвусмысленный намек: священство остается выше царства и в начале третьего тысячелетия. А само православие нужно рассматривать не как сегмент общественной жизни, но как силу, тождественную всей национально-государственной традиции России. Предлагается создание конфессионального государства в России по примеру таких, приведенных в тексте, стран как… Израиль, Таиланд, Мавритания, Иордания. Поражает эрудиция авторов – из этого списка только Мавританию можно назвать конфессиональным государством, а вот Израиль упорно держится за светскость, тем более уж хорошо знакомый нашим туристам Таиланд, который отказался ввести положение о буддизме как "традиционной религии" в новую конституцию страны.

Для реализации этих целей, а также определенного политического противодействия государству (если оно уж слишком будет упорствовать в своей светской и секулярной политике), предлагается создать общероссийскую "сеть" из монастырей и "орденов" мирян, которая, помимо мобилизации ресурсов для клерикальной деятельности, будет еще заниматься… выпуском ультрасовременных ноутбуков, с которыми будут изображаться в будущем на своих иконах многие нынешние "православные" гуру. И непременно в облаках.

Формат комментария, к сожалению, не дает возможности сделать полный анализ "Русской доктрины". Однако вывод уже, вероятно, у читателя сформировался. Перед нами – типичный пересказ кабинетно-славянофильских идей века XIX (по проблемам внутренней жизни) и "евразийства" века XX – по вопросам жизни международной. Все это, вплоть до самого недавнего времени, и пишется, и читается. Безусловно, такие идеи нужны, но необходимо, чтобы они формировались с учетом и реальной истории России, и всех нюансов ее сегодняшнего состояния. А этого в "Русской доктрине", очевидно разрабатывавшейся в камерной атмосфере различных "византистских" и "православно-предпринимательских клубов", нет ни на йоту. Зато хватает политиканствующих призывов в духе и тональности самых страшных лет России. Как говорят, история повторяется дважды: первый раз как трагедия, второй – как фарс. Трагедию мы уже пережили.

Валерий-Исмаил Емельянов,
для "Портала-Credo.Ru"

Вместо P.S. – из пункта 10 "Русской доктрины":

Наша бюрократия до сих пор занимается преимущественно тем, что осуществляет юридическое и бухгалтерское прикрытие своего потребления. Класс управленцев в России застоялся фактически со сталинских времен. Но откладывать дальше обновление административных кадров значит ставить под угрозу существование России как суверенного государства. Необходимы масштабная ротация элит и масштабные репрессии. Когда мы говорим о репрессиях, мы имеем в виду не столь жесткие меры, которые использовались Сталиным или Иоанном Грозным. На этот раз они должны носить скорее идейно-политический характер и ограничиваться лишением статуса и (в ряде случаев) конфискацией имущества" (подчеркнуто нами – В.Е).

Хороших и, главное, надежных союзников по идеологической части нашла себе чиновная корпорация российского государства!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования