Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Две интриги, из которых осталась одна. Итоги заседания Священного Синода РПЦ МП: "вопрос Диомида" не решен, "воссоединение" с РПЦЗ продолжается, духовное образование реформируется


Заседание Священного Синода РПЦ МП, которое почти внезапно состоялось в "неурочный час" - на последней декаде августа, на сей раз церковная общественность ждала долго и сосредоточенно. Прежде всего потому, что требовала своего разрешения главная интрига нынешнего церковного года - "дело епископа Диомида", которого в церковно-общественных кругах, близких к ОВЦС МП, иначе как "церковным революционером" не называют. Кроме того, интересно было проследить за первыми административными итогами "воссоединения" РПЦ МП и РПЦЗ(Л), с момента которого исполнилось ровно сто дней. Эти итоги Синод отчасти обозначил, а вот вопрос с "чукотским динамитом" остался открытым.

Как правило, "летнее" заседание Священного Синода РПЦ МП проходило в середине июля, недалеко от праздника преп. Сергия Радонежского. Так повелось еще со времен Алексия I: на праздник съезжается большинство архиереев, за послепасхальный период успевает накопиться множество вопросов, да и отпуск многие иерархи привыкли брать в "бархатном" августе. На сей раз привычного июльского заседания не было, хотя его и анонсировали некоторые СМИ (в отличие от августовского, которое практически не анонсировалось). Официально говорилось о болезни Патриарха, но аналитики почти единогласно решили: Синод не знает, что делать с Диомидом, а группа "ведущих канонистов" РПЦ МП, которой якобы поручили подготовить обоснованное решение Синода о наказании епископа, так и не смогла ничего придумать. Действительно, очень трудно указать на какое-либо каноническое правило, которое нарушил бы Диомид. В результате Синод предпочел не говорить о Диомиде ничего - во всяком случае, официально. Может быть, в известной степени это и рискованное решение (не принимать никаких санкций против епископа, во всеуслышание обличившего высшую церковную власть в ереси, значит подавать сигнал о слабости этой самой власти), но, с другой стороны, уже появились первые признаки того, что движение "диомидовцев" идет на спад, предпосылок и - главное - технических возможностей для масштабного церковного раскола в современной России нет, а значит, как полагают синодалы, время работает против Диомида...

Другая интрига - что будет с РПЦЗ(Л) после ее поглощения Московской патриархией - получила довольно интересное развитие. Хотя и тут, понятное дело, Синод предпочитает не форсировать событий. Во-первых, клириков РПЦ МП по официальному прошению главного протагониста "воссоединения" архиепископа Марка (Арндта) стали направлять на служение в приходы РПЦЗ МП, известные своей хронической кадровой недостаточностью. Пока идет речь только о двух клириках Кемеровской епархии, поехавших в Иерусалим служить в "карловацких" монастырях, но прецедент создан и, очевидно, получит в ближайшее время развитие - желающих послужить за границей в клире РПЦ МП хватает. Во-вторых, Синод подробно и "с особым удовлетворением" разобрал совместное освящение иерархами РПЦ МП и РПЦЗ МП нового храма в Гамбурге - во имя св. Иоанна Кронштадтского. Здесь кажется несколько курьезным, что от одной и той же Церкви храм освящали одновременно два иерарха с одинаковым титулом - "Берлинский и Германский" - архиепископы Феофан и Марк. Наследие церковной "холодной войны" изживается постепенно. Однако у "зарубежников" была еще одна возможность почувствовать себя членами респектабельной многоконфессиональной семьи "официальных Церквей" - на освящении присутствовали и, очевидно, молились иерархи католической, протестантских и монофизитской Церквей. Ревностного в прошлом обличителя экуменизма архиепископа Марка теперь это нисколько не смущает. В отличие от его "патриархийного" собрата - епископа Диомида...

Отрадно заметить, что в официальном протоколе Священного Синода РПЦ МП получила права гражданства сама эта аббревиатура - "РПЦ МП", - которой всегда придерживался наш Портал и которая вызывала странное раздражение у некоторых поборников духовной монополии этой Церкви в России. Не так давно, дискутируя с автором этих строк на круглом столе, устроенном изданием "Избранное", зампред ОВЦС МП протоиерей Всеволод Чаплин восклицал, что называть его Церковь "РПЦ МП" это все равно, что настаивать на употреблении в качестве официального названия страны словосочетания "Россия Российской Федерации". Однако в практическом обиходе, даже церковном, даже "патриархийном", действительно трудно избежать этой "неудобной" аббревиатуры, указывающей, что религиозная организация, содержащая в своем названии слова "Русская Церковь", ныне далеко не одна. Например, когда возникает необходимость разграничить собственность за рубежом с теми же, пусть и воссоединившимися, но собственность не отдающими, "зарубежниками". В журналах Синода речь идет о новом "патриархийном" монастыре в Германии, обустраиваемом в имении, которое "в 2006 году Берлинская епархия РПЦ МП приобрела на берегу озера Колпин (Kolpinsee), состоящем из виллы и двухэтажного дома из 12 однокомнатных квартир".

"Воссоединение" с РПЦЗ(Л), как уже отмечалось на множестве примеров, несколько развязало руки московскому церковному руководству на поприще межконфессиональных контактов и в целом активизировало экуменическую деятельность РПЦ МП. С особым удовлетворением Синод отметил участие церковной делегации в очередном "саммите мировых религий", на сей раз прошедшем в немецком Кельне. Пользуясь случаем, синодалы еще раз подчеркнули общность нравственных ценностей христианства, иудаизма, ислама, буддизма, индуизма, синтоизма и даже язычества, которое, кстати, в самой России подвергается дискриминации. Активнее же всего развиваются контакты РПЦ МП с главной "Церковью-сестрой" - Римско-Католической. За последние несколько месяцев состоялись два богословских собеседования с нею на высоком уровне в Москве и еще несколько за границей. Очевидно, дело идет-таки к встрече Алексия II с Папой Бенедиктом XVI, тем более что последние заявления Ватикана о том, что такая встреча практически готова, не вызвали никаких опровержений со стороны Чистого переулка или ОВЦС, какие они всегда вызывали раньше.

Внимание светских СМИ к заседанию Синода почему-то привлекло решение об учреждении ордена преподобной Евфросинии Московской, который иронически окрестили "первым православным женским орденом". На самом деле, в РПЦ МП уже существует "женский" орден - св. равноапостольной княгини Ольги. Новая награда понадобилась для женщин, так сказать, невоцерковленных, но очень важных и полезных. Наверняка среди первых его кавалерш окажутся "львицы большой политики" Любовь Слиска и Валентина Матвиенко.

Наконец Синод, без особой помпы, завершил процесс реформы духовного образования РПЦ МП, вяло тянувшийся с самого момента крушения советской империи, которая загнала духовные школы в дремучее гетто. Утверждены концепция духовного образования и образовательные стандарты, которым должны соответствовать обладатели степени бакалавра и магистра богословия. Духовное образование все больше коррелирует со светским, что, видимо, направлено на полное государственное признание дипломов и ученых степеней, выдаваемых в системе государственного образования, то есть на слияние этих двух систем. На серьезность реформы должно указать впервые принятое Синодом решение отказать в открытии семинарий сразу в трех епархиальных центрах - Новосибирске, Ростове-на-Дону и Витебске. Действительно, уровень десятков семинарий, открытых в последние годы в РПЦ МП, невысок, и плодить такие образовательные эрзацы смысла особого нет.

Александр Солдатов,

"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования