Заседание Священного Синода РПЦ МП, которое почти внезапно состоялось в "неурочный час" - на последней декаде августа, на сей раз церковная общественность ждала долго и сосредоточенно. Прежде всего потому, что требовала своего разрешения главная интрига нынешнего церковного года - "дело епископа Диомида", которого в церковно-общественных кругах, близких к ОВЦС МП, иначе как "церковным революционером" не называют. Кроме того, интересно было проследить за первыми административными итогами "воссоединения" РПЦ МП и РПЦЗ(Л), с момента которого исполнилось ровно сто дней. Эти итоги Синод отчасти обозначил, а вот вопрос с "чукотским динамитом" остался открытым. Как правило, "летнее" заседание Священного Синода РПЦ МП проходило в середине июля, недалеко от праздника преп. Сергия Радонежского. Так повелось еще со времен Алексия I: на праздник съезжается большинство архиереев, за послепасхальный период успевает накопиться множество вопросов, да и отпуск многие иерархи привыкли брать в "бархатном" августе. На сей раз привычного июльского заседания не было, хотя его и анонсировали некоторые СМИ (в отличие от августовского, которое практически не анонсировалось). Официально говорилось о болезни Патриарха, но аналитики почти единогласно решили: Синод не знает, что делать с Диомидом, а группа "ведущих канонистов" РПЦ МП, которой якобы поручили подготовить обоснованное решение Синода о наказании епископа, так и не смогла ничего придумать. Действительно, очень трудно указать на какое-либо каноническое правило, которое нарушил бы Диомид. В результате Синод предпочел не говорить о Диомиде ничего - во всяком случае, официально. Может быть, в известной степени это и рискованное решение (не принимать никаких санкций против епископа, во всеуслышание обличившего высшую церковную власть в ереси, значит подавать сигнал о слабости этой самой власти), но, с другой стороны, уже появились первые признаки того, что движение "диомидовцев" идет на спад, предпосылок и - главное - технических возможностей для масштабного церковного раскола в современной России нет, а значит, как полагают синодалы, время работает против Диомида... Другая интрига - что будет с РПЦЗ(Л) после ее поглощения Московской патриархией - получила довольно интересное развитие. Хотя и тут, понятное дело, Синод предпочитает не форсировать событий. Во-первых, клириков РПЦ МП по официальному прошению главного протагониста "воссоединения" архиепископа Марка (Арндта) стали направлять на служение в приходы РПЦЗ МП, известные своей хронической кадровой недостаточностью. Пока идет речь только о двух клириках Кемеровской епархии, поехавших в Иерусалим служить в "карловацких" монастырях, но прецедент создан и, очевидно, получит в ближайшее время развитие - желающих послужить за границей в клире РПЦ МП хватает. Во-вторых, Синод подробно и "с особым удовлетворением" разобрал совместное освящение иерархами РПЦ МП и РПЦЗ МП нового храма в Гамбурге - во имя св. Иоанна Кронштадтского. Здесь кажется несколько курьезным, что от одной и той же Церкви храм освящали одновременно два иерарха с одинаковым титулом - "Берлинский и Германский" - архиепископы Феофан и Марк. Наследие церковной "холодной войны" изживается постепенно. Однако у "зарубежников" была еще одна возможность почувствовать себя членами респектабельной многоконфессиональной семьи "официальных Церквей" - на освящении присутствовали и, очевидно, молились иерархи католической, протестантских и монофизитской Церквей. Ревностного в прошлом обличителя экуменизма архиепископа Марка теперь это нисколько не смущает. В отличие от его "патриархийного" собрата - епископа Диомида... Отрадно заметить, что в официальном протоколе Священного Синода РПЦ МП получила права гражданства сама эта аббревиатура - "РПЦ МП", - которой всегда придерживался наш Портал и которая вызывала странное раздражение у некоторых поборников духовной монополии этой Церкви в России. Не так давно, дискутируя с автором этих строк на круглом столе, устроенном изданием "Избранное", зампред ОВЦС МП протоиерей Всеволод Чаплин восклицал, что называть его Церковь "РПЦ МП" это все равно, что настаивать на употреблении в качестве официального названия страны словосочетания "Россия Российской Федерации". Однако в практическом обиходе, даже церковном, даже "патриархийном", действительно трудно избежать этой "неудобной" аббревиатуры, указывающей, что религиозная организация, содержащая в своем названии слова "Русская Церковь", ныне далеко не одна. Например, когда возникает необходимость разграничить собственность за рубежом с теми же, пусть и воссоединившимися, но собственность не отдающими, "зарубежниками". В журналах Синода речь идет о новом "патриархийном" монастыре в Германии, обустраиваемом в имении, которое "в 2006 году Берлинская епархия РПЦ МП приобрела на берегу озера Колпин (Kolpinsee), состоящем из виллы и двухэтажного дома из 12 однокомнатных квартир". "Воссоединение" с РПЦЗ(Л), как уже отмечалось на множестве примеров, несколько развязало руки московскому церковному руководству на поприще межконфессиональных контактов и в целом активизировало экуменическую деятельность РПЦ МП. С особым удовлетворением Синод отметил участие церковной делегации в очередном "саммите мировых религий", на сей раз прошедшем в немецком Кельне. Пользуясь случаем, синодалы еще раз подчеркнули общность нравственных ценностей христианства, иудаизма, ислама, буддизма, индуизма, синтоизма и даже язычества, которое, кстати, в самой России подвергается дискриминации. Активнее же всего развиваются контакты РПЦ МП с главной "Церковью-сестрой" - Римско-Католической. За последние несколько месяцев состоялись два богословских собеседования с нею на высоком уровне в Москве и еще несколько за границей. Очевидно, дело идет-таки к встрече Алексия II с Папой Бенедиктом XVI, тем более что последние заявления Ватикана о том, что такая встреча практически готова, не вызвали никаких опровержений со стороны Чистого переулка или ОВЦС, какие они всегда вызывали раньше. Внимание светских СМИ к заседанию Синода почему-то привлекло решение об учреждении ордена преподобной Евфросинии Московской, который иронически окрестили "первым православным женским орденом". На самом деле, в РПЦ МП уже существует "женский" орден - св. равноапостольной княгини Ольги. Новая награда понадобилась для женщин, так сказать, невоцерковленных, но очень важных и полезных. Наверняка среди первых его кавалерш окажутся "львицы большой политики" Любовь Слиска и Валентина Матвиенко. Наконец Синод, без особой помпы, завершил процесс реформы духовного образования РПЦ МП, вяло тянувшийся с самого момента крушения советской империи, которая загнала духовные школы в дремучее гетто. Утверждены концепция духовного образования и образовательные стандарты, которым должны соответствовать обладатели степени бакалавра и магистра богословия. Духовное образование все больше коррелирует со светским, что, видимо, направлено на полное государственное признание дипломов и ученых степеней, выдаваемых в системе государственного образования, то есть на слияние этих двух систем. На серьезность реформы должно указать впервые принятое Синодом решение отказать в открытии семинарий сразу в трех епархиальных центрах - Новосибирске, Ростове-на-Дону и Витебске. Действительно, уровень десятков семинарий, открытых в последние годы в РПЦ МП, невысок, и плодить такие образовательные эрзацы смысла особого нет. Александр Солдатов, "Портал-Credo.Ru" |